КосмонавтикаНовости

Отправление "Шэньчжоу-16": впервые гражданский человек на пути к Тяньгуну

30 мая 2023 года с китайского Центра запуска спутников Цзюцюань на стартовом комплексе №1 был запущен корабль Чанчжэн-2F с капсулой Шэньчжоу-16 на борту. Внутри находились три тайконавта, направлявшиеся на китайскую космическую станцию, и среди них - впервые - гражданин Китая.

Китайская программа пилотируемых космических полетов фактически находится в ведении Народно-освободительной армии, т.е. китайской армии. Все тайконавты, достигшие космоса до настоящего времени, были военнослужащими с различным опытом. Экипаж корабля "Шэньчжоу-16" состоит из командира Цзин Хайпэна, инженера Чжу Янчжу и специалиста Гуй Хайчао.

Экипаж

Цзин Хайпэн, возглавляющий миссию, является самым опытным тайконавтом. Он провел в космосе в общей сложности 47 дней на борту кораблей "Шэньчжоу-7", "Шэньчжоу-9" и "Шэньчжоу-11". В ходе этой четвертой миссии он посетит все три космические станции, запущенные Китаем. Предыдущие две (Тяньгун-1 и Тяньгун-2) были "просто" посещаемыми модулями.

Чжу Янчжу - полковник китайской армии и профессор Университета космической инженерии Сил стратегической поддержки Освободительной армии. Он прошел отбор в 2020 году и впервые летит в космос.

Наконец, Гуй Хайчао: он учился в Канаде, где защитил докторскую диссертацию и занимался исследованиями в области планетологии и аэрокосмической техники. Он тоже был выбран в качестве тайконавта в 2020 году и совершает свой первый полет в космос.

Сегодняшний полет - это вторая миссия капсулы нового поколения "Шэньчжоу", модернизированной с целью повышения безопасности и с несколько большей полезной нагрузкой. Шэньчжоу-16 также является второй миссией, в ходе которой произойдет обмен экипажами на станции Тяньгун. Прибыв на станцию, три тайконавта встретятся с экипажем миссии № 15, с которым они проведут на "Тяньгуне" несколько дней.

На момент запуска корабля "Шэньчжоу-16" в космосе находились 17 человек. Шесть тайконавтов (три на китайской станции и три в пути) находятся на Международной станции: двое граждан Саудовской Аравии, один из Объединенных Арабских Эмиратов, трое россиян и шесть американцев. В настоящее время абсолютный рекорд датируется 2021 годом, когда 11 декабря в течение нескольких минут во время полета NS-17 компании Blue Origin 19 человек находились над линией Кармана на высоте 100 км.