Астрономия

Открыто трио экзопланет, находящихся в состоянии близком к разрушению

Три новые экзопланеты, обнаруженные TESS, называются TOI-2337b, TOI-4329b и TOI-2669b. Их короткие орбитальные периоды делают их интересными объектами, особенно для понимания планетарной эволюции. Обреченные на уничтожение за "короткое" время, их изучение может раскрыть механизмы миграции и разбухания атмосферы, которые еще мало изучены.

Сотрудничество космического телескопа TESS и спектрографа HIRES подтвердило наличие трех экзопланет, вращающихся вокруг гигантских звезд. Их короткие орбитальные периоды говорят о том, что эти тела близки к разрушению, что делает их интересными объектами для изучения астрономами. Обнаружение и подтверждение этих трех миров было проведено исследовательской группой под руководством Самуэля Грюнблата. Исследователь из Flatiron Institute в Нью-Йорке объявил:

"Эти открытия имеют решающее значение для понимания нового рубежа изучения экзопланет: как планетарные системы эволюционируют с течением времени".

Разные экзопланеты с похожей судьбой

Названия вновь открытых планет - TOI-2337b, TOI-4329b и TOI-2669b. Все они классифицируются как горячие юпитеры. Их орбитальный период составляет менее 10 дней. Эти три мира были выявлены в результате анализа данных, собранных телескопом TESS. Их подтверждение стало возможным благодаря последовательным наблюдениям за звездами, вокруг которых они вращаются, проведенным обсерваторией Кека, расположенной на вершине гавайского вулкана Муана Кеа. На самом деле, его спектрограф под названием HIRES (HIgh-Resolution Echelle Spectrometer) собрал данные об измерении радиальной скорости интересующих нас звезд-гигантов, что позволило оценить массу трех кандидатов.

У этих экзопланет разные свойства, но похожая судьба. Вследствие короткого периода вращения они близки к тому, чтобы быть поглощенными своей звездой-хозяином. Это делает их чрезвычайно полезными для понимания механизмов, приводящих планету к разрушению, таких как планетарная миграция или разбухание атмосферы. Поэтому в своем разнообразии они представляют собой особенно интересный класс экзопланет для понимания того, что происходит на последних этапах жизни планетарной системы.

TOI-2337b

Это планета с самым коротким орбитальным периодом, когда-либо обнаруженная на орбите красной гигантской звезды. Она вращается вокруг звезды примерно за 3 дня. Из-за близкого расстояния планета подвержена орбитальному распаду из-за приливных сил в системе. Предполагается, что она будет поглощена звездой-хозяином менее чем через миллион лет. Еще одной интересной особенностью TOI-2337b является отсутствие выпуклой атмосферы, которая наблюдалась у двух других обнаруженных экзопланет.

TOI-2669b и TOI-4329b

Эти миры имеют схожие характеристики. Они оба раздуты из-за тепла, выделяемого близлежащей звездой, и являются возможными объектами для определения характеристик атмосферы. TOI-2669b - самая большая по размеру. Ее радиус составляет 1,7 RJ (радиус Юпитера), по сравнению с 1,6 RJ у TOI-4329b. Как уже упоминалось, они могут быть замечены космическим телескопом Джеймса Уэбба с помощью просвечивающей спектроскопии для анализа их атмосферы.

В будущем подобные планеты, как ожидается, будут обнаружены с помощью TESS, который недавно достиг 5000 экзопланет-кандидатов. Это позволило бы детально изучить, что происходит с экзопланетами до того, как они будут поглощены или уничтожены звездой, приютившей их на долгие годы вокруг себя.

Полный текст исследования опубликован в Astronomical Journal.