Здоровье и медицина

Открытие удивительно мощного и не вызывающего привыкания нового болеутоляющего средства

Ученые изучали соединение под названием BnOCPA в нескольких лабораторных моделях. Он оказался мощным анальгетиком. Еще одним преимуществом является то, что он не вызывает привыкания. Этот новый анальгетик, не вызывающий привыкания, может стать ценной альтернативой опиоидным препаратам, таким как морфин и оксикодон. Подробности исследования опубликованы в журнале Nature Communications.

Многие из этих препаратов действуют, взаимодействуя с белками на поверхности клеток, которые активируют адаптерные молекулы, называемые G-белками. Однако могут возникнуть проблемы, поскольку активация некоторых G-белков может привести к другим клеточным эффектам, таким как седативный эффект, брадикардия, гипотензия или угнетение дыхания. Одним словом, многие анальгетики часто вызывают нежелательные побочные эффекты. Опиоидные препараты, такие как морфин и оксикодон, также могут вызывать зависимость. Эти соединения становятся очень опасными при передозировке.

Поэтому целью многих специализированных исследователей является выделение новых соединений, которые могут мощно действовать против боли, избегая при этом побочных эффектов и проблем с зависимостью. В последние месяцы одно из таких соединений получило известность: бензилокси-циклопентиладенозин (сокращенно BnOCPA).

По результатам анализа, проведенного группой под руководством Уорикского университета, это соединение обладает избирательным действием. Оно активирует только один тип G-белка. В результате у него будет гораздо меньше потенциальных побочных эффектов. Испытав препарат в таких модельных системах, как сердце лягушки, мозг крысы и клетки человека, исследователи также обнаружили, что помимо того, что BnOCPA является мощным обезболивающим средством, он не вызывает привыкания.

"Это фантастический пример серендипити в науке. Мы не ожидали, что BnOCPA будет вести себя иначе, чем другие молекулы этого класса, но чем больше мы изучаем это соединение, тем больше обнаруживаем свойств, которые раньше не были замечены", — объясняет Бруно Френгелли, профессор Женевского университета возглавлявший работу. "Селективность и сила действия BnOCPA делают его поистине уникальным. Мы надеемся, что в ходе дальнейших исследований удастся создать мощные анальгетики, которые помогут пациентам справиться с хронической болью", — добавляет доктор Марк Уолл, соавтор исследования.

Обратите внимание, что это соединение еще не было протестировано в клинических испытаниях. Так что нам предстоит пройти еще долгий путь, прежде чем однажды мы сможем на него положиться. Однако результаты выглядят очень многообещающими.