Астрономия

Открытие самой молодой пары астероидов в Солнечной системе

Изображение: Беркли/Институт Сети

Группа астрономов объявила о том, что им удалось идентифицировать пару астероидов, отделившихся от своего родительского тела всего триста лет назад. По мнению исследователей, эти две породы могут иметь кометное происхождение.

Большинство астероидов нашей системы эволюционируют в «главном поясе», расположенном между орбитами Марса и Юпитера. Ближе к дому астрономы идентифицировали другие подобные объекты, известные как околоземные астероиды (АСЗ), орбиты которых, как вы уже догадались, сближаются с нашей планетой.

Три года назад команда, использующая телескоп Pan-STARRS1 на Гавайях и Catalina Sky Survey в Аризоне, объявила об обнаружении двух новых АСЗ, обозначенных как 2019 PR2 и 2019 QR6. Диаметр большего из двух камней составляет около одного километра, а другого — примерно вдвое меньше.

Эти два астероида сразу заинтриговали, поскольку их орбиты вокруг Солнца оказались очень похожими. Дальнейший анализ, проведенный Чешской академией наук, подтвердил, что это пара астероидов. Затем было установлено, что эти два камня, которые в настоящее время находятся на расстоянии около миллиона километров друг от друга, отделились от одного родительского астероида за последние несколько миллионов лет. В действительности эти два фрагмента гораздо моложе.

В новом исследовании ученые провели повторные наблюдения с помощью телескопа Lowell Discovery в северной Аризоне. Эти анализы показали очень схожие свойства поверхности двух астероидов, что еще больше подтверждает гипотезу об их общем происхождении.

Основываясь на нескольких дополнительных методах моделирования и наблюдения, команда определила, что пара разделилась всего триста лет назад, что делает их самой молодой из известных пар астероидов. Предыдущие рекордсмены были как минимум в десять раз старше.

"Очень интересно найти такую молодую пару астероидов. В астрономических масштабах времени триста лет — это как сегодняшнее утро, даже не вчера", — говорит Петр Фатка из Астрономического института

Кометное происхождение?

Большинство пар астероидов образуются в результате вращательного деления, когда вращающийся астероид достигает критической скорости, при которой обломки начинают разлетаться, образуя одно или несколько новых тел.

Здесь стандартные модели образования пар астероидов путем вращательного деления не могли полностью объяснить свойства 2019 PR2 и 2019 QR6, включая их текущее разделение. В рамках этой работы команда опиралась на новые модели, предполагающие кометное происхождение. Согласно этим симуляциям, такой объект действительно мог выпускать струи газа, способные привести их орбиты к сегодняшней конфигурации.

Исследователи планируют больше наблюдений в будущем, но нам придется проявить немного терпения. Чтобы лучше понять процесс разрушения родительского тела, астрономам действительно придется подождать до 2033 года, когда два объекта снова окажутся в пределах досягаемости наших телескопов.