АстрономияПланетология

Открытие планеты вокруг звезды, которая будет жить 100 миллиардов лет

Астрономы объявили об открытии SPECULOOS-3b - планеты размером с Землю, вращающейся вокруг ультрахолодного карлика, звезды размером едва ли больше Юпитера. Это вторая известная система такого типа, первая — знаменитая TRAPPIST-1, в которой обитают семь планет земного размера. Расположенная на расстоянии 55 световых лет, эта новая система предлагает уникальную возможность для исследования.

Планета размером с Землю обнаружена вокруг небольшой звезды

Красные карлики — самые распространенные звезды во Вселенной. Они отличаются небольшим размером, относительно малой массой и относительно низкой температурой по сравнению с другими типами звезд. Несмотря на свое название, они могут выглядеть оранжевыми или даже желтоватыми из-за низкой температуры поверхности.

Кроме того, эти звезды очень долгоживущие и сжигают свое топливо очень медленно. Некоторые красные карлики могут сжигать водород в течение десятков миллиардов лет, что делает их потенциально способными поддерживать жизнь в течение чрезвычайно долгих периодов времени. Благодаря длительному сроку жизни, изобилию в галактике Млечный Путь и относительной стабильности красные карлики стали основными объектами поиска потенциально пригодных для жизни экзопланет.

Звезда, вокруг которой вращается новая планета, названная SPECULOOS-3b, имеет температуру поверхности в два раза холоднее, чем у Солнца, что делает ее примерно в тысячу раз темнее. Мы также знаем, что планета тесно связана со своей звездой. SPECULOOS-3b совершает один оборот всего за семнадцать часов и подвергается в шестнадцать раз большему излучению в секунду, чем Земля. Такая близость, вероятно, означает, что планета находится в приливной зоне: одна ее сторона погружена в вечную ночь, а другая постоянно освещена.

Астрономы смогли определить характеристики звезды и оценить ее возраст — около семи миллиардов лет, что делает ее не слишком молодой и не слишком старой звездой.

Возможность для наблюдений

Хотя наличие атмосферы маловероятно, астрономы воодушевлены идеей возможности изучить планету, когда она несколько раз пройдет за своей звездой, с помощью космического телескопа Джеймса Уэбба (JWST). Эти наблюдения могут подтвердить наличие или отсутствие атмосферы, а если она отсутствует, то это позволит напрямую изучить каменистую поверхность планеты, что станет первым событием в истории астрономии.

Жюльен де Вит, доцент кафедры планетологии Массачусетского технологического института, подчеркивает важность этого открытия. Он утверждает, что SPECULOOS-3b - первая планета, для которой мы можем определить свойства поверхности за пределами Солнечной системы. Он также отмечает, что понимание состава этих внесолнечных миров имеет решающее значение для определения их обитаемости и оценки вероятности существования жизни в других местах Вселенной.

Это открытие открывает новые захватывающие перспективы для изучения экзопланет и поиска жизни за пределами нашей Солнечной системы. Поняв условия обитаемости вокруг столь распространенной звезды, как ультрахолодные карлики, мы сможем получить важнейшую информацию о вероятности существования жизни в галактике и за ее пределами.

Подробности исследования опубликованы в журнале Nature Astronomy.