Здоровье и медицина

Открытие: пчелиный яд убивает клетки рака груди

Австралийские исследователи обнаружили, что пчелиный яд быстро разрушает клетки рака груди даже в самых агрессивных формах.

Укусы пчел могут быть болезненными. Иногда они могут быть опасными для жизни в случае аллергии (анафилактического шока). Но представьте обратное: яд этих насекомых, наоборот, способен спасти жизни. Это обещание исследования, проведенного исследователями в Медицинском научно-исследовательском институте Гарри Перкинса в Перте (Австралия).

Пчелиный яд против рака молочной железы

Пчелиный яд уже продемонстрировал свои противоопухолевые свойства против меланомы, немелкоклеточного рака легких, глиобластомы, рака яичников, шейки матки и поджелудочной железы. В рамках этой работы исследователи сосредоточились на агрессивной форме рака груди, известной как "Трижды негативный рак".

Этот рак, который поражает около 15% пациентов, характеризуется отсутствием на поверхности раковых клеток известного маркера, который мог бы реагировать на известную целевую терапию. В то время как около половины этих раковых заболеваний хорошо реагируют на обычные химиотерапевтические процедуры, другая половина, скорее всего, развивает сопротивляемость. Частота рецидивов также довольно высока в течение двух лет после окончания лечения.

Для этого исследования исследователи впервые извлекли яд из нескольких пчел в Австралии, Ирландии и Англии после того, как их усыпили СО2. Затем они вводили вещество в опухоли, образовавшиеся у мышей, выращенных с целью развития "тройного негативного" рака молочной железы.

Эти эксперименты показали, что при определенных концентрациях пчелиный яд может убить до 100% этих нежелательных клеток. Все они были бы уничтожены менее чем за шестьдесят минут, причем с минимальным воздействием на здоровые клетки.

По словам доктора Сиары Даффи, которая руководила исследованиями, виновником этого антиканцерогенного эффекта является не кто иной, как мелиттин. Этот олигопептид, который является основным компонентом пчелиного яда, проходит через плазматическую мембрану раковых клеток, образуя небольшие поры (отверстия), которые в конечном итоге приводят к гибели клеток.

Исследователи также обнаружили, что яд "отсекает" все химические сигнальные пути рака, которые обычно позволяют раковым клеткам расти и размножаться.

Дополнительно к химиотерапии

В рамках этой работы команда также стремилась оценить реакцию этого нового комбинированного подхода на обычные химиотерапевтические препараты, такие как доцетаксел. Они обнаружили, что небольшие отверстия, пробитые соединением пчелиного яда, позволяют этим препаратам легко проникать в раковые клетки, тем самым снижая рост опухоли у мышей.

Наконец, отмечается, что мелиттин - это соединение, которое может быть синтезировано. Другими словами, если бы этот новый подход был утвержден в будущем, нам не понадобились бы пчелы для его развития. В настоящее время исследователи планируют продолжить эту работу на животных моделях, прежде чем рассматривать первые клинические испытания.