Астрономия

Открытие нового типа звезд, покрытых «пеплом»

Фото: WikiImages/Pixabay

Астрономы объявили о выявлении нового типа звезд, покрытых слоем "пепла", образующегося при горении гелия. По мнению авторов исследования, эти объекты могут быть результатом редкого события звездного синтеза. Результаты опубликованы в Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

После исчерпания топлива большинство звезд взрываются, оставляя после себя лишь плотное ядро. В частности, это будет касаться Солнца. Этот остаток, называемый белым карликом, затем медленно остывает в течение миллиардов и миллиардов лет. Однако мы знаем, что у белых карликов в атмосферах преобладает водород или гелий, отсюда и интерес к этому новому открытию.

Группа немецких астрономов под руководством профессора Клауса Вернера из Тюбингенского университета обнаружила две белые карликовые звезды, поверхность которых покрыта углеродом и кислородом - "пеплом" от сгорающего гелия. Концентрация этих двух элементов может достигать более 20%. Для объекта такого типа это очень экзотическая композиция.

Это открытие любопытно тем, что наличие углерода и кислорода, как упоминалось выше, предполагает сжигание гелия, которое, как предполагается, белые карлики закончили сжигать уже давно. Еще более загадочным является то, что эти новые звезды горячее и крупнее большинства подобных объектов, что позволяет предположить, что в их ядрах все еще горит гелий.

"Эти новые звезды — серьезный вызов нашему пониманию звездной эволюции", — говорит соавтор Клаус Вернер.

Результат очень редких звездных слияний?

Параллельно с работой профессора Вернера и его команды, вторая работа группы астрономов из Университета Ла-Платы и Института астрофизики Макса Планка предлагает возможное объяснение их образования.

"Мы считаем, что звезды, обнаруженные нашими немецкими коллегами, могли образоваться в результате очень редкого звездного слияния двух белых карликовых звезд", — объясняет доктор Миллер Бертолами из Института астрофизики Ла-Платы. Известно, что звездные слияния происходят между белыми карликовыми звездами в тесных бинарных системах из-за сужения орбиты, вызванного излучением гравитационных волн. Однако такие слияния обычно не приводят к образованию звезд, обогащенных углеродом и кислородом.

"Обычно слияния белых карликов не приводят к образованию звезд, обогащенных углеродом и кислородом. Но мы считаем, что для двойных систем, сформированных с очень специфическими массами, богатый углеродом и кислородом белый карлик может разрушиться и оказаться как бы поверх другого, более богатого гелием, что приведет к образованию таких звезд", — продолжает астроном.

Однако даже эта гипотеза не объясняет всех наблюдаемых характеристик. Исследовательская группа подчеркивает, что им необходимо усовершенствовать свои модели, чтобы оценить, могут ли эти слияния произойти в действительности. Эта будущая работа также может дать дальнейшее представление о поздней эволюции бинарных систем и о том, как их звезды обмениваются массой во время своей эволюции.

Между тем, происхождение звезд, покрытых гелием, остается предметом споров.