Биология

Открытие: некоторые акулы еще и "светятся" в темноте

Согласно новому исследованию, три вида акул, эволюционирующих в сумеречных глубинах, способны светиться в темноте. Достигая почти двух метров в длину, одна из этих рыб также является одним из крупнейших биолюминесцентных позвоночных в мире.

Способность к биолюминесценции развита у многих других организмов. К ним относятся грибы, рыба и фитопланктон. Естественно, эти характеристики оказываются более полезными для форм жизни, которые развиваются в темноте. В афотической зоне (или мезопелагической зоне) на глубине от 200 до 1000 метров ниже поверхности океана биолюминесценция также является нормой, играя важную роль в структурировании самой большой экосистемы на нашей планете. Более 90% видов здесь так или иначе производят собственное освещение.

Однако у акул биолюминесценция недостаточно документирована. Поэтому в недавнем исследовании морские биологи Жером Маллефет и Лоран Дюшатле из Католического университета Лувена (Бельгия) попытались узнать немного больше.

Три биолюминесцентных вида

С учетом этого они сотрудничали с Национальным институтом водных и атмосферных исследований (NIWA) в Новой Зеландии. Тогда ученым удалось отловить несколько сотен образцов. Из этого образца двадцать пять образцов были способны к биолюминесценции.

Благодаря их работе мы теперь знаем, что Чёрная акула (Dalatias licha) также светится в темноте. Исследователи подозревали это около 40 лет, но до сих пор у нас не было окончательных доказательств. При средней длине 1,8 м это одно из крупнейших известных биолюминесцентных позвоночных на планете.

Два других вида, а именно Светящаяся чёрная акула (Etmopterus lucifer) и южная южной светящейся акулы (Etmopterus granulosus). Эти две рыбы меньше по размеру. Первый имеет средний размер около сорока семи сантиметров, а второй - около шестидесяти сантиметров.

Неудивительно, что биологи обнаружили фотофоры (электролюминесцентные органы) в коже всех трех видов. Что еще интереснее: исследователи обнаружили, что излучение света у этих акул контролируется разными гормонами. Сначала свечение вызывается мелатонином, затем его стимулирует альфа-меланоцит. Наконец, его отключают адренокортикотропные гормоны.

Что касается того, почему эти акулы светятся в темноте, это может быть тактика привлечения спутника, привлечения добычи или маскировки. Пока вопрос остается открытым, но биологи склоняются скорее к третьему варианту. На этих глубинах солнечный свет проникает немного больше, иногда открывая голубое небо. Это происходит из-за эффекта подсветки (животы этих акул светятся синим цветом), и поэтому эти рыбы могут остаться незамеченными с определенных углов.

Подробности исследования опубликованы в журнале Frontiers in Marine Science.