АстрономияПланетология

Открытие двух близлежащих и потенциально обитаемых экзоземель

Группа астрономов под руководством исследователей из Института астрофизики Канарских островов (IAC) объявила об обнаружении двух новых планет с массами, подобными земным, на орбите близлежащего красного карлика. Оба мира (описанные как экзоземли) находятся в зоне обитаемости своей звезды. Подробности исследования опубликованы в журнале Astronomy & Astrophysics.

Несколько месяцев назад мы преодолели отметку в пять тысяч точно идентифицированных экзопланет. С тех пор открытия продолжаются. Хотя большинство из них связаны с горячими юпитерами с очень негостеприимными для жизни условиями, другие представляются гораздо более интересными с точки зрения обитаемости. Это как раз тот случай. Открытие было сделано в ходе сотрудничества между консорциумами двух инструментов ESPRESSO (Очень большой телескоп) и CARMENES (обсерватория Калар Альто).

Две недавно открытые планеты вращаются вокруг звезды GJ 1002. Это красная карликовая звезда, расположенная менее чем в 16 световых годах от Солнечной системы. Оба мира имеют массу, сходную с земной, и расположены в зоне своей звезды, где на поверхности может находиться жидкая вода. Первая из них, GJ 1002b, завершает орбиту чуть более чем за десять дней. Вторая, GJ 1002c, занимает в два раза больше времени.

"GJ 1002 - красная карликовая звезда, масса которой составляет едва одну восьмую массы Солнца. Это довольно холодная и тусклая звезда. Это означает, что зона обитаемости находится очень близко к звезде", — объясняет Вера Мария Пассеггер, соавтор исследования.

Инфографика, сравнивающая относительное расстояние между недавно открытыми планетами системы и планетами внутренней Солнечной системы. Область, отмеченная зеленым цветом, представляет собой обитаемую зону.

Близость звезды к нашей Солнечной системе предполагает, что эти две экзоземли, в частности GJ 1002c, являются отличными кандидатами для определения характеристик их атмосферы либо по отраженному свету, либо по тепловому излучению.

Будущий спектрограф ANDES на ELT может изучить наличие кислорода в атмосфере GJ 1002c. Обе планеты также отвечают требованиям, чтобы стать целями для будущей миссии LIFE, которая в настоящее время разрабатывается, или для телескопа Джеймса Уэбба, который недавно обратил свое внимание на Титан.

Еще предстоит выяснить, действительно ли среда этой системы может поддерживать жизнь, поскольку случай красных карликов все еще вызывает вопросы у экзобиологов. Очень распространенные (около 75% звезд в Млечном Пути), эти звезды гораздо более активны, чем желтые звезды, похожие на Солнце, испускают огромные звездные вспышки и мощное рентгеновское излучение. Поскольку эти звезды меньше и холоднее, планеты должны двигаться ближе к ним, чтобы быть потенциально пригодными для жизни (как в данном случае), подвергая себя большему гневу хозяина.