Космонавтика

Орион готов к облету Луны

21 ноября корабль Орион миссии Артемида-1 совершит один из самых важных маневров всей миссии. В 15:57 по московскому времени запланировано сближение с Луной - пролет, в ходе которого капсула пролетит над поверхностью на высоте около 130 км. Этот манёвр обеспечит скорость и положение, необходимые для выхода на орбиту DRO, где Орион пробудет около семи дней.

НАСА будет следить за этим маневром с помощью прямой трансляции на NASA TV, начиная с 13:15 утра по московскому времени. Двигатели будут запущены в 15:44 по московскому времени, а между 15:29 и 15:59 по московскому времени контакт с капсулой будет потерян, поскольку она пройдет за Луной. Поэтому значительная часть маневра будет происходить полностью автоматически и независимо. Как уже упоминалось, ближайшее прохождение запланировано на 15:57 и произойдет на высоте 130 км.

После выполнения этого пролета Орион перейдет на орбиту DRO, которой он достигнет на 10-й день полета. Капсуле потребуется четыре дня, чтобы достичь этой орбиты, которая, как следует из названия (Distant Retrograde Orbit), находится очень далеко от поверхности: около 70 000 км. Однако это очень стабильная орбита для капсулы, благодаря взаимодействию с точками Лагранжа системы Земля-Луна.

Диаграмма траектории Артемиды 1 (вверху). На изображении ниже - увеличение пути вокруг Луны. Цифра 1 указывает на первый манёвр пролета, запланированный на 21 ноября.

19 ноября был четвертым днем миссии. НАСА провело несколько испытаний солнечных батарей, перемещая их в разные положения, чтобы найти наилучшее положение для передачи данных. В частности, было измерено наилучшее положение для передачи данных с камер на конце солнечных панелей и бортовых контроллеров. Еще одно важное испытание было проведено на радиаторах капсулы, расположенной на европейском служебном модуле.

Эти радиаторы служат для отвода избыточного тепла, выделяемого бортовыми системами. Контроллеры полета проверяли датчики, поддерживающие поток охлаждающей жидкости в кольцах радиатора, переключаясь с одного режима работы на другой и контролируя производительность. Последний тест был проведен на Star Trackers, системе камер, которая определяет положение капсулы, наблюдая за относительным положением неподвижных звезд. Похоже, что во время запуска у этих звездных трекеров возникли проблемы из-за неожиданной вибрации, вызванной движителями капсулы. Похоже, что проблема была понята и полностью решена.

20 ноября был пятый день миссии. В 15:12 по московскому времени капсула снова включила двигатели для третьего маневра по коррекции курса. В 22:12 она вошла в сферу гравитационного влияния Луны. Это означает, что с этого момента именно Луна создает большее гравитационное притяжение для капсулы, чем Земля.

В течение предыдущих двух дней капсула "Орион" начала ловить проблески Луны, фотографируя ее своими оптическими камерами. Эти изображения уже позволяют НАСА тестировать резервные системы навигации, принимая саму Луну в качестве ориентира для определения положения капсулы.