Астрономия

Опубликованы первые изображения Солнца с китайского спутника ASO-S

Появились первые научные снимки китайского со спутника ASO-S, на которых запечатлены некоторые особенности Солнца. Основной задачей спутника является изучение магнитного поля Солнца, вспышек и корональных выбросов массы. Обнародованные снимки демонстрируют широкие возможности наблюдения и качество приборов на борту.

Недавно Китай опубликовал первые научные изображения ASO-S (Advanced Space-based Solar Observatory), китайского спутника, который уже два месяца наблюдает за Солнцем из космоса, также известного как Куафу-1. Эти снимки продемонстрировали возможности наблюдения и качество приборов, установленных на борту китайского спутника. Основной задачей ASO-S является изучение магнитного поля Солнца, его вспышек и корональных выбросов массы. Эти первые результаты показывают потенциал китайского зонда и подчеркивают вклад, который ASO-S может внести в наше понимание Солнца и его активности.

Инструменты на борту ASO-S, авторы первых тестовых изображений, — это полнодисковый векторный магнитограф (FMG), аппарат для формирования изображений в жестком рентгеновском диапазоне (HXI) и солнечный телескоп Лайман-альфа (LST). Эти инструменты, помимо чисто научных целей, будут иметь и еще одну фундаментальную задачу. Фактически, они будут действовать как датчики тревоги в случае возникновения потенциально опасной солнечной активности.

Первые результаты ASO-S

С помощью полнодискового векторного магнитографа (FMG) впервые для Китая была составлена полная карта магнитного поля Солнца. Изображения, полученные с помощью FMG, сравнивались с изображениями, полученными с помощью наземного телескопа Хуайжоу. Это телескоп, построенный в 1984 году с основной целью измерения и изучения магнитного поля Солнца.

Как видно из приведенных ниже изображений, результаты FMG были получены со значительно более высоким разрешением, чем у Хуайжоу. Фактически, FMG достиг производительности, аналогичной другим международным приборам, таким как HMI (Helioseismic and Magnetic Imager) на борту Обсерватории солнечной динамики (SDO), разработанной НАСА.

Сравнение изображений, полученных с помощью Хуайжоу (слева) и FMG (справа). Вверху - монохромное изображение области поверхности Солнца; внизу - изображение солнечного магнитного поля.

С другой стороны, прибор Hard X-ray Imager (HXI) обеспечил "жесткое рентгеновское" изображение вспышки. Это первое изображение такого рода, сделанное с точки зрения Земли. Жесткое рентгеновское излучение характеризуется высокоэнергетическими фотонами с энергией около 5-10 килоэлектронвольт и используется для наблюдения за внутренним пространством непрозрачных объектов. Опять же, качество изображения, полученного HXI, закладывает отличную основу для наблюдения солнечных вспышек с помощью Куафу-1.

Рентгеновское изображение свечения Солнца, полученное 11 ноября 2022 года аппаратом Куафу-1.

С помощью солнечного телескопа Лайман-альфа (LST) наблюдали две редкие вспышки белого света. Кроме того, благодаря Solar Disk Imager (SDI), которым оснащен LTS, впервые в истории было получено изображение всего солнечного диска в полосе Лайман-альфа, специфической спектральной линии водорода в серии Лаймана.

Это наблюдение также включает эволюцию солнечного протуберанца - водородного облака, поднимающегося из хромосферы и проникающего в корону. Это событие - выброс корональной массы (КВМ).

Эволюция солнечного протуберанца, наблюдаемого SDI 25 ноября 2022 года.

Сейчас цель состоит в том, чтобы продолжить испытания на орбите, а затем как можно скорее приступить к научной фазе. В ходе первоначальной четырехлетней миссии результаты ASO-S также позволят улучшить прогнозы космической погоды, то есть условий окружающей среды за пределами земной атмосферы, диктуемых солнечным ветром и межпланетным магнитным полем.

Данные, собранные ASO-S, будут доступны всем желающим после завершения начального этапа тестирования. Эти данные станут ценным вкладом в наблюдения за Солнцем во время пика солнечной активности, ожидаемого в 2024/25 году, во время которого ожидается усиление солнечных вспышек и извержений.