КосмонавтикаЦифровые технологии

Онлайн-платформа позволяет узнать, где находятся космические зонды в режиме реального времени

Онлайн-платформа JPL Eyes, запущенная НАСА более десяти лет назад, позволяет реалистично наблюдать за космическими кораблями, планетами, астероидами и т. д. Положение и ориентация этих объектов в Солнечной системе, очевидно, соблюдены.

Платформа, доступная для широкой публики

В 2010 году Лаборатория реактивного движения (JPL) запустила программу моделирования Eyes on the Solar System (EotSS). Это визуализация Солнечной системы, которая позволяет наблюдать не только многочисленные зонды, но и планеты, кометы и другие астероиды. Доступная только на английском языке, платформа ориентирована на широкую публику и поэтому очень проста в использовании без каких-либо специальных знаний.

Основанная на данных JPL, эта платформа очень практична и позволяет обнаружить элементы, которые иногда совершенно неизвестны широкой публике. Это особенно характерно для астероида Веста или транснептуновой карликовой планеты Хаумеа. Однако большинство объектов, которые можно наблюдать, являются популярными, даже очень популярными. Плутон, например, в 2006 году потерял статус девятой планеты Солнечной системы и был переклассифицирован в карликовую планету. Другие примеры — кометы Галлея и Хейла-Боппа.

Наблюдение за астероидами очень интересно, поскольку их положение также обновляется в режиме реального времени. Например, можно обнаружить, что астероид Бенну в настоящее время находится довольно близко к планете Венера, а Дидимос — недалеко от Земли (при прочих равных условиях, так как любое расстояние в космосе очень важно). Платформа JPL Eyes довольно эргономична и позволяет приближать объекты, чтобы получить представление об их расстояниях и траекториях. При нажатии на один из объектов появляется таблица данных, в которой приводится ряд сведений. В случае с зондом, например, мы находим дату его запуска, его основную цель и текущий статус.

Интерес представляют и зонды, например, солнечный зонд Parker Solar Probe, направляющийся к Солнцу, или зонд OSIRIS-Rex, целью которого является изучение астероида Бенну. Эта платформа также позволяет увидеть другие особенно старые зонды, такие как Pioneer 10 (запущен в 1972 году), Pioneer 11 (1973) и Вояджер 1 и 2 (1977). Вояджер 1 и 2 - самые дальние зонды от Земли. Есть также New Horizons, зонд, запущенный в 2006 году для изучения Плутона и его спутников.

Наконец, мы должны знать, что эта платформа НАСА была в значительной степени задействована во время посадки, рассчитанной с точностью до доли секунды, недалеко от научной лаборатории Марса в 2011 году, на борту которой находился знаменитый марсоход Curiosity. Таким образом, были зафиксированы сотни тысяч дополнительных посещений, а также общая загрузка 20 терабайт в течение следующих выходных.