АстрономияНовости

Огромный объект столкнулся с Юпитером

13 сентября несколько астрономов-любителей зафиксировали вспышку света от сильного удара в верхних слоях атмосферы Юпитера. Это всего лишь восьмое столкновение, наблюдаемое на гиганте с момента столкновения с кометой Шумейкер-Леви 9 в 1994 году.

Комета Шумейкер-Леви 9 (иногда сокращенно SL9) - это комета, которая, как известно, распалась при приближении к Юпитеру в 1994 году, а затем столкнулась с гигантом в период с 16 по 22 июля того же года. Это событие, записанное многими астрономами в то время, дало нам первое прямое наблюдение столкновения двух внеземных объектов в Солнечной системе.

Несколько лет спустя, в журнале Planetary and Space Science группа исследователей определила, что глобальная температура стратосферы повысилась сразу после столкновения, затем упала через две-три недели до уровня ниже температуры до столкновения, а затем медленно поднялась до обычной температуры.

Юпитер: "космический пылесос"

Такие события не редкость на Юпитере, который, благодаря своей доступной поверхности и гигантскому гравитационному притяжению, притягивает от двадцати до шестидесяти объектов каждый год. Иногда это кометы, иногда объекты из пояса астероидов между гигантом и Марсом. Тем не менее эти события редко попадают на видео, в основном потому, что большинство из них происходит на другой стороне планеты и невероятно быстротечны.

Но если повезет, некоторые столкновения удается запечатлеть на видео. После события 1994 года было зафиксировано еще семь подобных событий (в 2009, 2010, 2012, 2016, 2017, 2019 и 2020 годах). 13 сентября другие астрономы снова направили свои телескопы в нужное время в нужное место и зафиксировали вспышку света в верхних слоях атмосферы Юпитера. Природа разрушенного объекта пока неизвестна, но он должен был быть огромным.

Ниже представлены снимки события 2019 года, сделанные астрофотографом Итаном Чаппелом 7 августа из Техаса. Вы заметите странную вспышку на коричневой полосе облаков чуть ниже экватора Юпитера слева.

Наконец, вот изображения события 2016 года, сделанные в ночь с 16 на 17 марта двумя астрономами-любителями. Эти два человека не знали друг друга и не находились в одном месте в момент столкновения, но им обоим удалось заснять одно и то же событие. Вы заметите взрыв, сопровождаемый вспышкой света, в крайней правой части планеты, чуть выше экватора.