Археология

«Очень редкая» стрела железного века обнаружена в результате таяния льда

Группа археологов объявила об обнаружении в горах Норвегии очень древней стрелы, у которой сохранился кварцитовый наконечник и хвост из перьев. Предполагается, что возраст этого артефакта составляет более 3500 лет.

Новая стрела, освобожденная ото льда

Как и многие другие сооружения подобного рода, ледник Лендбрин в норвежских горах Йотунхеймен отступает уже несколько лет. Такое ускоренное таяние льда, конечно, не является хорошей новостью. Однако оно позволяет археологам из организации "Секреты льда" обнаружить некоторые ранее скрытые сюрпризы.

Например, в 2011 году на перевале, которым когда-то пользовались викинги, группа археологов обнаружила невероятно хорошо сохранившуюся шерстяную тунику, датируемую примерно 1600-летней давностью.

Совсем недавно, в 2019 году, во время сильного потепления были обнаружены новые артефакты, в том числе стрела длиной 80 см, которая оставалась практически нетронутой на протяжении примерно 1700 лет. По мнению археолога Ларса Пило, возглавляющего исследования, это оружие использовалось для охоты на оленей в этом регионе в эпоху железного века. Несколько дней назад та же группа исследователей обнаружила еще одну, еще более древнюю стрелу, которая, вероятно, использовалась около 3 500 лет назад.

Ученые наткнулись на эту стрелу во время целенаправленного исследования нескольких недавно открытых участков. И не зря: археологам приходится торопиться с поиском таких артефактов после схода льда, поскольку они очень быстро разрушаются под воздействием стихии.

Древко стрелы по-прежнему снабжена перьями.

Исключительная сохранность

Исследователи уже находили рукотворные охотничьи тайники, в которых охотники охотились на оленей. Однако новая стрела была закопана не поблизости, а вдоль хребта, где древние охотники могли просто спрятаться, чтобы выследить добычу.

Анализ также показал, что древко стрелы было изготовлено из березы. Кроме того, у стрелы сохранился аэродинамический хвост с тремя сохранившимися перьями, а острие было изготовлено из кварцита. Стрелы с сохранившимся острием, относящиеся к этому периоду, "очень редки", отмечают исследователи, чем и интересна новая находка.

К сожалению, с остальными частями оружия дела обстоят несколько хуже. Стрела длиной 90 см разломилась на три части вдоль древка, вероятно, под давлением снега.