Здоровье и медицинаНовости

Очень хитрый трюк, который используют раковые опухоли, чтобы обойти иммунную систему

Недавно исследователи обнаружили, что некоторые раковые клетки избегают уничтожения иммунной системой, прячась внутри других раковых клеток. Это открытие, опубликованное в журнале eLife, может объяснить, почему некоторые виды рака могут быть более устойчивыми, чем другие.

Мы знаем, что многие виды рака могут внезапно появиться вновь и вызвать рецидив через несколько лет. Вот почему врачи предпочитают говорить о "ремиссии", а не о "лечении". В течение многих лет исследователи пытались понять, каким образом некоторые виды рака не обнаруживаются иммунной системой и таким образом избегают уничтожения.

Предыдущие работы уже выявили некоторые из этих методов, например, прятаться в жировой ткани или переходить в спящее состояние во время химиотерапии. Недавнее интересное исследование раскрывает еще одну из этих уловок, не менее коварную.

Доктор Ярон Карми и его аспирант из Тель-Авивского университета сделали это открытие, исследуя, какие Т-клетки иммунной системы могут быть наиболее мощными в уничтожении раковых опухолей. Для этой работы они сосредоточились на меланоме и раке молочной железы. Вскоре они поняли, что эти клетки, которые обычно предназначены для уничтожения опухолей, неэффективны у мышей.

Изучая эти взаимодействия в реальном времени под микроскопом, исследователи наблюдали ранее не замеченное явление. На самом деле, раковые клетки, которые, как оказалось, избежали атаки Т-клеток, содержали другие раковые клетки. Первые клетки могут быть уничтожены иммунной системой, но не вторые клетки под ними.

"Это было все равно, что увидеть дьявола", — сказал доктор Карми. Эти клетки могли оставаться скрытыми "в течение недель или месяцев", а затем появлялись из своего укрытия, когда Т-клетки исчезали.

3D-проекция клеток опухоли, организованных в "русскую матрешку". Одна клетка вложена во вторую (зеленая), чтобы защитить себя от атаки Т-клеток (синяя).

Затем исследователи изучили человеческие клетки рака молочной железы, рака толстой кишки и меланомы и обнаружили то же самое явление. Однако рак крови и глиобластомы (рак мозга), похоже, не затронуты.

Поэтому следующим шагом будет самостоятельное подтверждение результатов, а затем поиск способа победить этот трюк. Исследователи уже предпринимали безуспешные попытки. Блокируя гены, участвующие в этом защитном механизме, они, к сожалению, также блокировали способность Т-клеток атаковать опухоли.