ГеологияПрирода

Образование "суперконтинента" может сделать Землю непригодной для жизни через 250 млн. лет

Предполагаемое расположение континентов Пангеи Ультимы.

Возникновение через 250 млн. лет Пангеи Ультима, потенциального будущего суперконтинента, несомненно, приведет к катастрофическим последствиям для экосистемы Земли, говорится в новом исследовании. Исследование, основанное на современных климатических моделях, предсказывает экстремальные климатические условия, которые значительно усилятся после слияния континентов, что сделает Землю непригодной для жизни и постепенно приведет к вымиранию различных видов млекопитающих.

Динамика Земли, формируемая постоянными движениями тектонических плит, на протяжении всей геологической истории приводит к рождению и исчезновению суперконтинентов. В связи с этим потенциальное появление через 250 млн. лет нового суперконтинента - Пангеи Ультима - вызывает повышенный научный интерес, указывая на глубокие последствия для будущего биоразнообразия Земли.

Группа специалистов из Бристольского университета считает, что это грандиозное геологическое явление может привести к экстремальным климатическим условиям, сделав Землю непригодной для жизни большинства млекопитающих. Исследование опубликовано в журнале Nature Geoscience.

Экстремальные тектонические и климатические изменения

Проведенное исследование представляет собой значительный шаг вперед в понимании возможного климатического будущего Земли. Для получения точных прогнозов ученые использовали сложные климатические модели, созданные на суперкомпьютерах, которые позволяют с высокой точностью моделировать будущие экологические условия на нашей планете.

В частности, команда применила климатические модели, моделирующие тенденции изменения температуры, ветра, дождя и влажности для следующего суперконтинента. Для оценки будущих уровней CO2 команда использовала модели движения тектонических плит, химического состава океана и биологии, чтобы составить карту поступления и выделения CO2.

Эти усовершенствованные симуляции выявили апокалиптические сценарии. По мере нагревания Солнца высокая температура будет еще больше повышаться. Тектонические процессы в земной коре, непосредственно ответственные за формирование суперконтинентов, также приведут к более частым извержениям вулканов, что вызовет огромный выброс углекислого газа в атмосферу и дальнейшее потепление планеты. Эти факторы могут сделать жизнь на Земле особенно опасной и даже неустойчивой для множества видов, включая человека.

Судьба человека и млекопитающих уже предрешена

Млекопитающие исторически выживали благодаря своей способности приспосабливаться к экстремальным погодным условиям, в частности, благодаря меху и спячке в холодное время года, а также коротким периодам спячки при слишком жаркой погоде.

Хотя млекопитающие изменили свои пределы выживания в условиях низких температур, их переносимость более высоких температур в целом остается неизменной. Это делает длительное воздействие чрезмерной жары гораздо более трудным для преодоления, и климатическое моделирование, если оно будет проведено, в конечном итоге окажется непреодолимым.

Ведущий автор исследования, доктор Александр Фарнсворт из Бристольского университета, говорит: "Вновь возникший суперконтинент создаст тройной удар, включающий эффект континентальности, более жаркое солнце и большее количество CO2 в атмосфере, что означает повышение температуры на большей части планеты. В результате мы получим по сути враждебную среду, лишенную источников пищи и воды для млекопитающих".

Средние температуры холодных и теплых месяцев для низких и высоких концентраций CO2 в конфигурации Пангея Ультима (+250 млн лет).

Он добавляет: "Широко распространенные температуры от 40 до 50 градусов Цельсия и даже более высокие суточные экстремумы, дополняемые высоким уровнем влажности, в конечном итоге решат нашу судьбу. Люди, как и многие другие виды, погибнут из-за неспособности выводить тепло через пот".

Перспективы и немедленные действия

Несмотря на то, что антропогенное глобальное потепление, вероятно, будет все чаще становиться причиной теплового стресса и смертности в некоторых регионах, исследования показывают, что планета должна оставаться в основном пригодной для жизни до тех пор, пока в отдаленном будущем не произойдет сейсмический сдвиг земной суши. Но когда суперконтинент сформируется, то, согласно полученным результатам, только от 8 до 16% суши будет пригодно для обитания млекопитающих.

Зоны пригодности для жизни при низких и высоких концентрациях CO2 в конфигурации Пангея Ультима (+250 млн лет)

В связи с этим многие виды млекопитающих могут столкнуться с повышенным риском вымирания. Разрушение мест обитания и изменение экологических ниш может привести к усилению конкуренции за ресурсы, что поставит под угрозу выживание многих видов. Потеря биоразнообразия в результате будет иметь беспрецедентные масштабы и затронет не только виды животных, но и экосистемы в целом, что отразится на пищевых цепях и экологических взаимодействиях.

Понимание этих сценариев и их последствий крайне важно для прогнозирования и, по возможности, смягчения потенциальных последствий формирования Пангеи Ультима. Проводимые в этой области исследования направлены на расширение наших знаний о механизмах, лежащих в основе этих изменений окружающей среды, и на поиск стратегий сохранения и поддержания биоразнообразия.

Тем не менее соавтор статьи д-р Юнис Ло (Eunice Lo), исследователь изменений климата из Бристольского университета, в заключение с горечью напоминает: "Нам жизненно необходимо не упускать из виду, что наш нынешний климатический кризис является результатом антропогенных выбросов парниковых газов. По прогнозам, планета станет непригодной для жизни в течение 250 млн. лет, но уже сейчас мы сталкиваемся с экстремальными температурами, которые наносят ущерб здоровью людей. Именно поэтому крайне важно как можно скорее достичь нулевого уровня выбросов".