АстрономияНовости

Обнаружение жизни на экзопланете в течение 25 лет: цель, которая кажется реалистичной

"Мы найдем жизнь за пределами Солнечной системы менее чем через 25 лет". Эту фразу произнес 2 сентября 2022 года Саша Кванц, профессор и астрофизик, на открытии Центра происхождения и распространенности жизни при Швейцарском федеральном технологическом институте в Цюрихе (Швейцария). Это заявление является прямым результатом прогресса, достигнутого космической наукой за последние три десятилетия.

Первое наблюдение экзопланеты датируется 1995 годом, всего 27 лет назад. С тех пор мы смогли перечислить более 5 000 из них, некоторые из которых являются каменистыми и находятся в зоне обитаемости их родительской звезды. Эти первоначальные характеристики подразумевают первичную общность с Землей. Более того, по данным астрономов, каждая из 100 миллиардов звезд в Млечном Пути имеет в своем гравитационном поле как минимум одну планету.

Это означает, что существует отличный шанс обнаружить небесный объект с условиями, благоприятными для развития какой-либо формы жизни. Следует отметить, что мы намеренно опускаем блуждающие планеты и те, которые содержатся в остальных галактиках Вселенной. Наши телескопы все еще недостаточно мощные, чтобы найти их, потому что они либо находятся в полной темноте, либо слишком далеко. Например, ближайшая к нам галактика, Андромеда, находится на расстоянии 2 500 000 световых лет.

Состав атмосферы, главный показатель присутствия жизни

Благодаря мощному космическому телескопу Джеймса Уэбба (JWST), который был запущен на орбиту Земли 25 декабря 2021 года, и проекту Transiting Exoplanet Survey Satellite (TESS) - телескопу НАСА, развернутому в 2018 году специально для поиска экзопланет, — число известных внесолнечных объектов растет с каждым днем.

Эксперты уже поделились первой фотографией планеты под названием HIP 65 426 b с помощью аппарата Джеймса Уэбба. Кроме того, аппарат Джеймс Уэбб обнаружил CO2 и водяной пар в некоторых из этих удаленных атмосфер. В конце августа 2022 года в созвездии Дракон была обнаружена еще одна планета с возможной поверхностью, покрытой водой, расположенная на расстоянии "всего" 100 световых лет.

Наконец, буквально на прошлой неделе астрономы заметили две суперземли, одна из которых находится в зоне обитаемости своей звезды. Остается выяснить, есть ли у данной планеты атмосфера, и если да, то благоприятствует ли она наличию жидкой воды или препятствует этому.

Однако JWST изначально не был предназначен для этого. Строится новое оборудование, которое позволит им сосредоточить всю свою энергию на этих исследованиях. ЕКА запустило проект под названием LIFE (Большой интерферометр для экзопланет), который ожидает финансирования с 2017 года. Его цель: обнаружить молекулярные сигнатуры в атмосфере экзопланет, происхождение которых могло бы происходить от живых организмов.

"Нам необходимо лучше понять возможные строительные блоки жизни, пути и временные рамки химических реакций и внешние условия, чтобы помочь нам определить приоритетные звезды и планеты", — добавил Кванц. "Нам необходимо проверить, в какой степени следы жизни являются истинными биоиндикаторами, так как могут существовать и другие процессы, которые могли привести к образованию газов в этих атмосферах". Однако астрофизик сделал небольшую оговорку по поводу внеземных находок: "Нет никакой гарантии успеха. Но на этом пути мы узнаем много нового".

Поэтому мы можем сделать из всего этого довольно обнадеживающий вывод, основываясь на наших постоянно развивающихся знаниях. Что касается временных рамок Саши Кванца в четверть века, то они не кажутся такими иллюзорными, как может показаться. Но только время покажет.