АнтропологияНовости

Обнаружение топора из кости бегемота, возраст которого 1,4 миллиона лет.

Команда исследователей объявляет об открытии инструмента, вырезанного из кости бегемота, возрастом 1,4 миллиона лет. Его автор, Homo erectus, очевидно, был еще более разносторонним, чем мы думали.

Топоры уже были найдены на нескольких участках, датируемых 2-1 миллионом лет назад. Только они обычно сделаны из камня. Отсюда и интерес к этой новой находке со стороны группы археологов из Университета Тохоку (Япония), работающих в формации Консо на юге Эфиопии.

Инструмент из кости бегемота

Исследователи обнаружили один из этих инструментов, раскопанный из слоя отложений 1,4 миллиона лет, но на этот раз вырезанный из кости. Быстрый анализ, наконец, показал, что этот древний колун когда-то был частью бедра бегемота (кости бедра).

Автором этой работы, по мнению археологов, считается Homo Erectus. Этот вид, появившийся от 2 миллионов лет до 100 000 лет назад, распространился по всей Африке, Европе и Азии и стоял у истоков изобретения рубила. Он также был первым, кто овладел огнем, и первым, кто по-настоящему ходил вертикально.

Что касается измерений, инструмент имеет размеры около 13 см, включая режущую кромку 5 см, и, по мнению исследователей, это свидетельствует о превосходном мастерстве. Его владелец явно сколотил, понемногу, большой кусок плоской кости, взятой с конца бедра животного, чтобы придать форму готовому продукту.

Техника относительно стандартная, относящаяся к стилю изготовления определенных каменных инструментов. С другой стороны, исследователи отмечают, что материал (кость) еще труднее обрабатывать.

Более того, не каждый день ожидалось, что вы столкнетесь с костью, достаточно большой, чтобы можно было разрезать ее нужного размера. Недаром единственный подобный инструмент (кость), когда-либо обнаруженный до этого, был изготовлен из слоновой кости. Считается, что последняя была обнаружена в Олдувайском ущелье в Танзании от 1,3 до 1,6 миллиона лет назад.

Область бедренной кости, где был бы взят кусок для изготовления инструмента.

Какое намерение?

Теперь вопрос в том, почему этот человек сделал выбор в пользу вырезания своего инструмента из кости, когда камни должны были быть широко доступны в его окружении.

Неужели присутствие туши заставило его захотеть проверить другой подход? 1,4 миллиона лет назад этот район был особенно влажным, покрытым лугами, окружающими большое озеро. Поэтому вполне возможно, что бегемоты иногда становились мишенями отважных охотников.

Или, возможно, он столкнулся с временной нехваткой камней? Действительно, в Восточной Африке произошло то, что вулканическая активность не позволяла нашим предкам получить доступ к нескольким месторождениям, иногда на протяжении столетий.

Пока неизвестно. С другой стороны, исследователи, по крайней мере, уверены в одном. "Этот топор показывает, что в Консо, [...] Homo erectus были достаточно опытными, чтобы создавать и использовать прочные лезвия", - пишут они. "Наши двоюродные братья были уже очень изобретательны, очень компетентны и очень умны".