Антропология

Обнаружение первых известных случаев туберкулеза у неандертальцев

Недавний анализ ДНК, проведенный на останках неандертальцев из пещеры в Венгрии, свидетельствует о том, что наши древние родственники из Центральной Европы болели туберкулезом. Это первый случай выявления данного заболевания у неандертальцев, что поднимает вопрос о возможной роли туберкулеза в их вымирании.

Пещера Субалюк, расположенная в горах Бюкк на севере Венгрии, является крупным археологическим памятником, который позволил получить ценную информацию о доисторическом населении региона. Она особенно примечательна тем, что использовалась человеческими сообществами в период среднего и верхнего палеолита.

В 1932 году исследователи обнаружили скелетные останки взрослой женщины и ребенка в возрасте 3-4 лет, принадлежавшие неандертальцам, которые умерли между 33 000 и 38 000 лет назад. Недавно они были повторно изучены, что позволило получить информацию о здоровье и условиях жизни наших древних родственников.

Явные признаки туберкулеза

Анализ костей выявил явные признаки скелетной инфекции, в частности поражения костей вдоль позвоночника у взрослых и внутри черепа у детей. Эти поражения, известные как литические, указывают на потерю костной ткани. По их расположению и конфигурации исследовательская группа заподозрила наличие заболевания, которое широко известно и сегодня: туберкулез.

Чтобы подтвердить этот диагноз, образцы костей были проанализированы на наличие ДНК Mycobacterium tuberculosis, бактерии, вызывающей туберкулез. Результаты оказались положительными для обоих заболевших. Кроме того, методы сполиготипирования (анализ специфических генетических последовательностей бактерий), присутствующие в образцах костей, подтвердили диагноз туберкулеза у ребенка, что усилило надежность анализа.

Исследование предполагает, что неандертальцы могли заразиться этой болезнью, охотясь и поедая крупных животных, таких как бизоны, которые также являлись носителями заболевания. Это означает, что туберкулез представлял не только прямую опасность для здоровья наших древних родственников, но и косвенный риск, влияя на популяции добытых животных.

Несмотря на то, что полученные результаты открывают интересную картину здоровья неандертальцев, исследователи подчеркивают, что необходимо провести более глубокий анализ, учитывая редкость образцов неандертальцев. Они также предполагают, что туберкулез мог способствовать их вымиранию. Однако и эта гипотеза заслуживает более глубокого изучения.