АстрофизикаНовости

Обнаружена звезда со слишком большим содержанием лития, что ставит под сомнение все существующие теории звездной эволюции

Группа исследователей под руководством Университета Флориды обнаружила особенную звезду, которая может перевернуть наше представление о звездной эволюции. Звезда, получившая название J0524-0336, обладает уникальными характеристиками, которые бросают вызов существующим моделям формирования и эволюции химических элементов в звездах.

J0524-0336 - это эволюционировавшая звезда, гораздо крупнее и ярче нашего Солнца, которая находится на завершающей стадии своего жизненного цикла. Ее отличительной особенностью является содержание лития, которое значительно превышает ожидаемое для звезды такого возраста и типа. Эта аномалия поднимает фундаментальные вопросы о существующих астрофизических теориях и может свидетельствовать о существовании доселе неизвестных звездных процессов.

Звезда с избыточным содержанием лития

Звезда J0524-0336 была обнаружена в ходе исследования, направленного на выявление древних звезд в Млечном Пути. Используя методы спектроскопии, исследовательская группа проанализировала химический состав звезды и обнаружила удивительную особенность: содержание лития в 100 000 раз выше, чем у Солнца.

Это открытие особенно важно, поскольку оно противоречит устоявшейся теории, согласно которой звезды по мере старения теряют легкие элементы, такие как литий, в пользу более тяжелых элементов. J0524-0336, напротив, демонстрирует уровень содержания лития, никогда ранее не наблюдавшийся в звездах любого возраста, что ставит под сомнение существующие модели звездной эволюции.

Чтобы объяснить необычное содержание лития в J0524-0336, исследователи предложили несколько гипотез. В частности:

• Звезда находится на неизвестном до сих пор этапе эволюции, который может включать в себя производство или хранение большого количества лития.
  • Звезда могла получить литий в результате взаимодействия с другими небесными телами. Старые массивные звезды, подобные этой, иногда могут включать в себя планеты или соседние звезды на поздних этапах своей эволюции.

Рана Эззеддин, соавтор статьи, предполагает, что в реальности может быть сочетание обоих факторов, но подчеркивает необходимость дальнейших исследований, чтобы прийти к однозначным выводам.

Последствия

Открытие J0524-0336 имеет значительные последствия для нашего понимания звездной эволюции и нуклеосинтеза. Эта звезда может представлять собой новый этап в жизненном цикле звезд, который до сих пор не был предсказан теоретическими моделями. Кроме того, полученные результаты подчеркивают важность дальнейшего изучения звезд в нашей галактике, поскольку они могут хранить другие секреты, способные перевернуть наше представление о Вселенной.

Сотрудники под руководством профессора Раны Эззеддин уже наметили следующие шаги по дальнейшему изучению J0524-0336. Они включают в себя программу непрерывного мониторинга для отслеживания изменений в составе звезды с течением времени.

Исследователи также намерены наблюдать за J0524-0336 в различных диапазонах волн, включая инфракрасный и радиоволны, чтобы выяснить, выбрасывает ли звезда вещество. Наличие околозвездного пылевого диска может указывать на событие, связанное с потерей массы, например, звездное взаимодействие, в то время как его отсутствие говорит о том, что обогащение литием происходит за счет процессов внутри самой звезды. Эти будущие наблюдения будут иметь решающее значение не только для разгадки тайны J0524-0336, но и для потенциальных новых открытий в области звездной эволюции.

Исследование, опубликованное в журнале The Astrophysical Journal, доступно в виде препринт-версии здесь.