АстрономияНовости

Обнаружена самая крупная молекула в околозвездном диске

С помощью радиотелескопа ALMA был обнаружен диметилэтил в диске планетарного образования. Это самая большая молекула, когда-либо обнаруженная в этих скоплениях газа и пыли.

Наблюдение за тем, что находится внутри околозвездного диска, имеет решающее значение для обнаружения важных сведений о формировании планетных систем. Именно это и произошло с группой исследователей из Лейденской обсерватории. Используя данные, собранные телескопом ALMA (Atamaca Large Millimeter/Submillimeter Array), команда обнаружила молекулу, никогда ранее не наблюдавшуюся внутри диска. Это диметиловый эфир, органическая молекула, обычно встречающаяся в звездообразующих облаках.

IRS 48 - это название молодой звезды, вокруг которой развивается диск, изучаемый ALMA, также известный как Oph-IRS 48. Он расположен на расстоянии 444 световых лет от Земли и представляет собой особенно интересный объект для исследования. На самом деле ее диск имеет асимметричную структуру в форме кешью, называемую пылесборником.

Это конкретное скопление миллиметровых зерен могло возникнуть в результате формирования планеты в диске. Или из-за наличия бинарной звезды-компаньона. Недавно было обнаружено, что в этой ловушке находятся ледяные зерна, в которых могут прятаться сложные молекулы. Последние высвобождаются, когда лед сублимируется под воздействием тепла звезды. Именно тогда они могут быть обнаружены. Данные ALMA выявили следы диметилового эфира, а также других сложных молекул, таких как метилформиат.

На этих снимках ALMA показаны области, где в диске IRS 48 были обнаружены молекулы. В южной части диска находится пылевая ловушка, скопление миллиметровых зерен. В этой ловушке было обнаружено присутствие диметилового эфира, распределение которого показано синим цветом. Другие молекулы, обнаруженные в этой области, — формальдегид, оранжевый цвет, и метанол, зеленый цвет. Фиолетовым цветом представлен угарный газ, который более концентрирован во внутренней части газового диска. Изображение: ALMA (ESO / NAOJ / NRAO) / А. Пол, ван дер Марел и др., Брункен и др.

Элис Бут, исследователь и соавтор статьи, опубликованной в журнале Astronomy & Astrophysics, сказала об открытии, что "очень интересно наконец найти эти большие молекулы в дисках. Какое-то время мы думали, что наблюдать за ними невозможно".

Откуда взялись эти молекулы?

Считается, что многие сложные молекулы, подобные тем, что обнаружены в диске IRS 48, рождаются в звездообразующих облаках. Внутри этих ледяных кузниц звезд простые атомы и молекулы слипаются с зернами пыли, образуя слой льда. В результате химических реакций образуются более сложные молекулы. В диске они могут разворачиваться по мере таяния льда, превращаясь в компоненты, доступные для питания формирующихся планет.

Обнаружение одной из таких молекул, диметилового эфира, обычно встречающегося в звездных облаках, позволяет предположить, что другие подобные молекулы все еще скрыты в ледяных зернах. Важность их открытия заключается в их химической эволюции. Они являются предшественниками пребиотических молекул, таких как аминокислоты и сахара. Поэтому они являются ключевым ингредиентом в формировании некоторых основных строительных блоков жизни.

IRS 48 также будет изучаться Чрезвычайно Большим Телескопом ESO, строящимся в настоящее время в Чили. Этот гигантский телескоп позволит нам изучить химию самых внутренних областей диска, раскрывая важную информацию о формировании планет.