Астрономия

Обнаружена одна из старейших звезд Млечного Пути

По мнению большинства астрономов, вселенная родилась из так называемого «Большого взрыва». Это произошло примерно 13,8 миллиардов лет назад, после чего последовал период расширения и охлаждения. Тогда первые атомы водорода образовали протоны и электроны, что привело к фундаментальным законам физики, известным сегодня. Примерно через 100 миллионов лет начали формироваться первые звезды и галактики.

Формирование первых звезд также привело к образованию более тяжелых элементов и, следовательно, к образованию планет и всех других объектов во вселенной. Однако до сих пор у астрономов есть теории о том, как и когда именно все произошло. Но благодаря новому исследованию, проведенному в конце 2017 года испанскими астрономами в обсерватории на острове Ла Лагуна, Испания, ученые, возможно, обнаружили самую старую звезду на Млечном пути.

Звезда находится на расстоянии около 7500 световых лет от Солнца, на периферии Галактики. Звезду зовут J0815 + 4729, ее масса примерно в 0,7 раза больше массы Солнца, а температура поверхности превышает 5500 градусов по Цельсию.

На самом деле астрономы искали звезду с низким содержанием металла, что является признаком того, что она уже давно в основной последовательности. Это второй и самый длинный этап в жизни звезд.

На первом этапе своей жизни звезды находятся в состоянии, называемом «протозвезда». Это процесс постепенного гравитационного сжатия и уплотнения межзвездного вещества. В результате сжатия происходит повышение давления и температуры, и в нем начинаются процессы синтеза. Отсюда звезда входит в стадию своей главной последовательности. Это самая длинная стадия в жизни звезды. Существует пропорциональная зависимость между размером звезды и продолжительностью этой стадии. Чем больше звезда, тем интенсивнее происходящие в ней процессы, что подразумевает более короткую жизнь. После истощения ядерного топлива все термоядерные процессы останавливаются, и звезда вступает в свою заключительную стадию - гравитационный коллапс.

Место, где находится звезда, подтверждает теорию о том, что самые старые звезды должны быть расположены на периферии галактики. Джонатан Гонсалес Эрнандес, профессор Университета Ла-Лагуна, говорит:

«Согласно теории, звезды на периферии Млечного Пути должны состоять из материи из самых ранних сверхновых звезд, предшественники которых являются первыми массивными звездами в галактике, которые образовались примерно через 300 миллионов лет после Большого взрыва». Несмотря на возраст и расстояние J0815 + 4729 от Земли, мы все еще можем наблюдать и изучать его. Этой звезде может быть более 13 миллиардов лет.

Спектральный анализ звезды показывает, что ее содержание кальция и железа примерно в 1 миллион раз меньше, чем у Солнца, а уровень углерода значительно выше. Это также подтверждает тот факт, что эта звезда намного старше Солнца.

В настоящее время J0815 + 4729 - самая старая из известных звезд астрономов. Ученые надеются, что, используя новые технологии и методы изучения звезд, у них будет возможность узнать больше о самой старой из них, что откроет новый горизонт ранним стадиям Вселенной.