Биология

Обнаружен первый в мире паук-птицеед, обитающий в стеблях бамбука

Группа исследователей рассказала о новом виде и роде пауков, обитающих в Таиланде. Эти гигантские пауки гнездятся внутри бамбуковых стеблей. Такое поведение у этих арахнидов наблюдается впервые. Подробности исследования опубликованы в журнале ZooKeys.

Его название - Taksinus bambus, по имени тайского короля Таксина Великого, правившего провинцией Так в 18 веке. Его род относится к подсемейству Ornithoctoninae, подотряду мигаломорфов.

Его можно встретить в тайских лесах, гнездящимся внутри стеблей азиатского бамбука (Gigantochloa), где они строят свои гнезда. Несколько экземпляров были собраны в провинции Так в июле 2020 года на высоте около тысячи метров. Ширина входов в гнезда варьировалась от двух до трех сантиметров. Внутри они отдыхают в выстланных шелком трубчатых норах, расположенных либо в пнях ветвей, либо в середине бамбуковых стеблей.

"Это первые известные пауки с экологией, основанной на бамбуке", — говорит Нарин Чомфупхуанг из Университета Кхон Каен в Таиланде и соавтор нового исследования. "Бамбук важен для этого паука не только с точки зрения его образа жизни, но и потому, что его можно найти только в лесах высоких холмов северного Таиланда", — говорит Чомпхупхуанг, добавляя, что без преувеличения можно сказать, что сейчас это самый "редкий" паук в регионе.

Это открытие еще раз подтверждает важность этого растения для дикой природы, а также подчеркивает малоизвестное разнообразие лесов Таиланда.

Как отмечают исследователи, эти пауки-птицееды не могут сами выкопать себе норы. Поэтому они пользуются трудом многих других видов, от жуков-буровиков и бамбуковых червей до пчел-плотников и некоторых грызунов. Бамбук также может растрескаться сам по себе, после резкого изменения влажности или намокания с последующим быстрым высыханием.

Физически эти пауки имеют черное и темно-серое тело и характерные золотисто-желтые полосы на каждой из ног.

Помимо своей морфологии и типа среды обитания, Taksinus также отличается своим распространением по сравнению с родственными видами. В то время как азиатские древесные экземпляры были зарегистрированы в Индонезии (остров Сангихе и Сулавеси), Малайзии, Сингапуре, Суматре и Борнео, этот паук, похоже, эволюционировал только в северном Таиланде.