Антропология

О чем говорит новейший генетический анализ ледяного человека Этци?

Новый анализ ДНК показал, что Этци, ледяной человек, попавший в засаду и убитый около 5300 лет назад в Альпах, был генетически предрасположен к облысению, диабету и ожирению. Цвет его кожи также отличался от того, что считалось ранее.

Этци: исключительная мумия

Этци - это мумия, обнаруженная под слоем льда в 1991 г. в итальянском Валь-Сеналесе на высоте чуть более 3200 м над уровнем моря. С тех пор это невероятно хорошо сохранившееся тело неоднократно подвергалось экспертизе, которая позволила получить массу информации. В частности, известно, что этот человек был ранен стрелой в спину и что на момент смерти ему было около 45 лет. На его теле, покрытом более чем шестьюдесятью татуировками, лежали рюкзак, меховая шапка, колчан и набор инструментов, содержащий кинжал и стрелы. Этци также имел при себе топор, изготовленный в южной Тоскане.

И это еще не все. За несколько дней до убийства Этци также точил свои инструменты. Мы также знаем, что он был на грани сердечного приступа. Его тело несколько раз подвергалось замораживанию и размораживанию. Наконец, его последняя трапеза состояла из обильного ассортимента козлятины, оленины и зерновых.

Недавно группа специалистов под руководством Йоханнеса Краузе, руководителя отдела археогенетики Института эволюционной антропологии Макса Планка, вновь обратилась к геному ледяного человека, чтобы определить его родословную. Первый раз он уже был секвенирован в 2012 году, но образец, использованный исследователями тогда, был загрязнен современной ДНК. Для данной работы, опубликованной в журнале Cell Genomics, команда секвенировала геном из двух образцов левой тазобедренной кости мумии и окружающих тканей. Этот новый геном с большим покрытием имеет в десять раз меньшую степень загрязнения, чем ранее изученная последовательность. Таким образом, новое исследование является гораздо более точным.

Темная кожа и предрасположенность к облысению

Согласно проведенному анализу, хотя его мумия была найдена на территории современной Северной Италии, Этци, по-видимому, происходил из восточного рода, который мало смешивался с другими европейскими группами. "Мы были очень удивлены, не обнаружив в последнем анализе его генома никаких следов выходцев из степей Восточной Европы. Доля генов охотников-собирателей в геноме Этци также очень мала", — поясняет Йоханнес Краузе в пресс-релизе. Полученные генетические результаты позволяют предположить, что этот человек является потомком последней волны переселенцев в Европу из Анатолии (современная Турция), которые около 8000 лет назад завезли на континент первые сельскохозяйственные технологии.

Исследование также показало, что кожа Этци была темнее, чем считалось ранее. Ледяного человека часто описывают как светлокожего европейца с длинными светлыми волосами. Однако новые открытия в большей степени соответствуют реальному облику мумии. "Ранее считалось, что кожа мумии потемнела во время ее хранения во льдах, но мы можем предположить, что то, что мы видим сейчас, в значительной степени соответствует первоначальному цвету кожи Этци", — поясняет Альберт Цинк, соавтор статьи.

Наконец, его гены указывают на то, что человек был предрасположен к облысению, диабету и ожирению. Однако неизвестно, является ли эта предрасположенность к облысению причиной того, что у его мумии больше нет волос. Возможно, что отсутствие волос - это просто результат процесса консервации.