Палеонтология

Новый вид "безруких" динозавров обнаружен в Аргентине

Изображение Carnotaurus sastrei, динозавра из семейства Abelisauridae | Fred Wierum - CC BY-SA 4.0

Палеонтологи обнаружили почти полную черепную коробку динозавра в ранее неисследованном регионе Аргентины. Новый вид, названный Guemesia ochoai, может быть близким родственником предков группы "безруких" динозавров, абелизаврид, которые были распространены в Южном полушарии около 70 миллионов лет назад. Это открытие дает новые доказательства существования уникальной экосистемы в этом регионе Южной Америки в позднем меловом периоде.

Абелизавриды — семейство плотоядных тероподовых динозавров (двуногих тетрапод), обитавших в Южном полушарии в меловом периоде. Ископаемые останки южноамериканских абелизаврид в основном ограничены Бразилией и Аргентиной (особенно Патагонией, где было найдено несколько полных скелетов). Однако на северо-западе Аргентины окаменелости абелизаврид встречаются гораздо реже и состоят в основном из нескольких отдельных костей или зубов. Поэтому недавно обнаруженный череп стал очень приятным сюрпризом для палеонтологов.

Череп был обнаружен в провинции Сальта, на северо-западе страны, в геологической формации Лос-Бланкитос, пласты которой относятся к кампанскому периоду (эпоха верхнего мела, датируемая 75-65 миллионами лет назад). "Этот новый динозавр весьма необычен для своего вида. У него есть несколько ключевых особенностей, которые позволяют предположить, что это новый вид, предоставляющий важную новую информацию о регионе мира, о котором мы знаем очень мало", — говорится в заявлении профессора Анджали Госвами, руководителя исследований Музея естественной истории и соавтора статьи, описывающей новый вид.

Действительно, находка этого экземпляра является первым случаем абелизаврид на северо-западе Аргентины и предоставляет новые доказательства географического распространения клады в позднем меловом периоде Южной Америки, пишут исследователи в своем исследовании, опубликованном в Journal of Vertebrate Paleontology.

У большинства абелизаврид передние конечности были еще короче, чем у знаменитого тираннозавра — конечности, по сути, бесполезные. Но хотя они не могли хватать предметы или добычу, они все же были грозными хищниками, способными питаться крупными динозаврами, такими как титанозавры. Их мощная голова и челюсти позволяли им эффективно атаковать и хватать добычу.

Недавно обнаруженный экземпляр имеет и другие предковые признаки этого клада: тонкий черепной свод, отсутствие черепных выступов (таких, как рога или выпуклости), низкий, узкий теменной выступ на одном уровне с сагиттальным гребнем, сообщает команда. У него также есть некоторые специфические признаки, подтверждающие, что это новый таксон: у него есть ряды небольших отверстий в передней части черепа, которые потенциально служат системой охлаждения тела, уточняют исследователи.

Обнаружение этой окаменелости позволяет предположить, что динозавры, обитавшие в этом регионе, сильно отличались от тех, что обитали в других частях Аргентины, что подтверждает идею о существовании отдельных меловых провинций в этой части света. Ученые также отмечают, что, несмотря на меньшую известность (и, следовательно, меньшую изученность) по сравнению с другими местами ископаемых, участок Лос-Бланкитос потенциально еще может дать много ключей к разгадке той эпохи.

Окаменелости этих хищников уже найдены в породах Африки, Южной Америки, Индии и Европы, относящихся к позднему меловому периоду — незадолго до вымирания динозавров 66 миллионов лет назад. В Аргентине зарегистрировано почти 35 видов, большинство из них - в Патагонии. Этот экземпляр, обнаруженный на севере страны, отличается от своих сородичей небольшими размерами: его череп примерно на 70% меньше, чем у всех его близких родственников. Таким образом, он может быть одним из самых маленьких абелизаврид, обнаруженных на сегодняшний день. Команда отмечает, что меньший размер также может быть связан с тем, что это молодая особь; к сожалению, имеющиеся данные не позволяют уточнить этот момент.

В отличие от других абелизаврид, у этого экземпляра нет костных выростов или рогов над глазами, что подтверждает идею о том, что это новый род и вид, названный Guemesia ochoai (в честь героя войны за независимость Аргентины генерала Мартина Мигеля де Гуемеса и музейного техника, обнаружившего образец, Хавьера Очоа).

Череп этого нетипичного динозавра пополнил растущее число доказательств, свидетельствующих о том, что северо-западная Аргентина была домом для многих странных и уникальных существ в позднем меловом периоде. Более раннее исследование обнаружило огромную черепаху семейства Podocnemididae (Stupendemys geographicus), которая считается самой большой водной рептилией из когда-либо существовавших.

Команда обнаружила еще несколько интересных видов рыб и млекопитающих, которые она сейчас подробно изучает. Они надеются обнаружить больше образцов Guemesia ochoai, в частности, чтобы лучше понять последствия массового вымирания динозавров 66 миллионов лет назад. "Понимание таких огромных глобальных событий, как массовое вымирание, требует глобальных наборов данных, но есть много частей света, которые не были детально изучены, и тонны окаменелостей еще предстоит обнаружить", — говорит Анджали Госвами.