Здоровье и медицинаНовости

Новый вариант CRISPR обещает точно воздействовать почти на все человеческие гены

Последние достижения в области технологии редактирования генов CRISPR, ставшие результатом сотрудничества Массачусетского технологического института и Университета Дьюка, позволили расширить сферу применения этого инструмента практически на все гены человека, причем с еще большей точностью. Этот прогресс, позволяющий изменять ранее недоступные гены, открывает путь к настоящей генетической медицине и персонализированной терапии.

CRISPR-Cas9 наиболее известен как лабораторный инструмент для манипуляций с ДНК, но его естественная функция — часть иммунной системы. В частности, он позволяет бактериям использовать молекулы РНК и белки, связанные с CRISPR (Cas), для нацеливания и разрушения ДНК вторгающихся вирусов. После его открытия ученые поспешили разработать целый арсенал новых CRISPR-систем для генной терапии и геномной инженерии.

Недавно исследователи из Университета Дьюка и Массачусетского технологического института сделали следующий шаг, разработав варианты CRISPR, способные воздействовать на более широкий спектр генетических последовательностей. Эта разработка обещает значительно расширить горизонты лечения генетических заболеваний, таких как синдром Ретта и болезнь Хантингтона, генной терапии в широком смысле слова и персонализированной медицины. Подробности опубликованы в журнале Nature Communications.

Расширение возможностей CRISPR

Инженеры из Университета Дьюка и Массачусетского технологического института под руководством Пранама Чаттерджи сделали важнейший шаг в развитии технологии CRISPR. Теперь их прорыв обещает стать мишенью для подавляющего большинства геномов человека. Ранее системы CRISPR были ограничены модификацией только 12,5 % генов из-за специфических ограничений, связанных с распознаванием последовательностей ДНК.

Действительно, авторы объясняют в пресс-релизе, что для внесения модификаций в геном белка Cas используют как молекулу РНК, которая направляет фермент к целевой последовательности ДНК, так и PAM (короткую последовательность ДНК, которая следует сразу за целевую последовательность ДНК и необходима для связывания белка Cas).

Как только направляющая РНК находит комплементарную ей последовательность ДНК, а фермент Cas связывается с соседним PAM, фермент, подобно ножницам, разрезает ДНК, вызывая нужные изменения в геноме. Наиболее распространенной системой CRISPR-Cas является Cas9 из бактерии Streptococcus pyogenes (SpCas9), которая требует последовательности PAM из двух последовательных оснований гуанина (GG).

В своем предыдущем исследовании Чаттерджи и его команда использовали инструменты биоинформатики для выявления и разработки новых вариантов белка Cas9, в том числе Sc++, которому для осуществления разреза требуется только один гуанин в последовательности PAM. Это новшество позволило увеличить возможности редактирования примерно до 50 % последовательностей ДНК.

Для Sc++ требуется только один гуанин.

Тем временем команда из Гарварда под руководством Бенджамина Кляйнстивера, доцента Гарвардской медицинской школы, разработала другой вариант, названный SpRY. SpRY способен связываться с каждым из четырех оснований ДНК, входящих в состав PAM, отдавая предпочтение аденину и гуанину.

Столкнувшись с ограничениями этих двух систем, исследователи из Дьюка и Массачусетского технологического института объединили свои силы, чтобы создать новый вариант, названный SpRYc. Чаттерджи отметил в пресс-релизе, что SpRYc позволяет нацеливаться практически на весь геном с большей точностью.

Хотя SpRYc медленнее, чем его предшественники, разрезает целевые последовательности ДНК, в испытаниях он показал себя лучше традиционных ферментов в модификации конкретных участков ДНК. Несмотря на широкую сферу применения, SpRYc также продемонстрировал более высокую точность, чем SpRY.

Новый вариант Cas9 SpRYc, сочетающий Sc++ (красный) и SpRY (синий).

На пути к новым генным терапиям

Инновация SpRYc представляет собой значительный прогресс в применении технологии CRISPR. Благодаря способности воздействовать на участки генома человека, ранее недоступные для редактирования генома, SpRYc открывает многообещающие терапевтические перспективы для таких сложных и трудноизлечимых заболеваний, как синдром Ретта и болезнь Хантингтона. Эти заболевания, характеризующиеся специфическими генетическими мутациями, могут получить индивидуальное лечение благодаря целенаправленному применению SpRYc. Такой подход может не только исправить мутации, вызывающие эти заболевания, но и потенциально обратить вспять некоторые из их разрушительных последствий, давая новую надежду пациентам и их семьям.

Помимо непосредственного применения, расширение возможностей CRISPR открывает путь к революции в области геномной медицины. Исследователи и врачи могут рассчитывать на лечение гораздо более широкого спектра генетических заболеваний, включая те, которые до сих пор считались неизлечимыми.

Этот прогресс также может стимулировать исследования в таких областях, как биология старения, устойчивость к заболеваниям и регенерация тканей. Кроме того, повышение точности и гибкости редактирования генома открывает возможности для более безопасных и эффективных вмешательств, снижая риск нежелательных генетических модификаций. В долгосрочной перспективе эти достижения могут привести к улучшению понимания и лечения сложных генетических заболеваний.