НовостиПрирода

Новый остров расширяется в Тихом океане после извержения вулкана

Подводный вулкан Хунга-Тонга, расположенный вблизи островов Тонга в южной части Тихого океана, 15 января снова начал извергаться. Это событие вызвало цунами, которое нанесло значительный ущерб северному побережью Нукуалофы, столицы архипелага, расположенной примерно в 65 километрах, но, по словам премьер-министра Новой Зеландии Джасинды Ардерн, пострадавших не было. Вулкан извергается уже в третий раз, и последовательные взрывы, извергающие большое количество породы и вулканического пепла, привели к образованию нового острова в Тихом океане.

Подводный вулкан Хунга-Тонга вышел из океана во время своего первого извержения в 2009 году: на месте главного кратера образовался псевдо-остров, который сейчас можно увидеть. Второе извержение в 2015 году привело к накоплению вулканического материала, что в итоге привело к расширению новой суши: остров, названный Хунга-Тонга-Хунга-Хаапай, сейчас занимает площадь 2 км², а его самая высокая точка находится на высоте 150 метров. В то время эксперты считали, что срок его службы ограничен несколькими месяцами из-за эрозии, вызванной волнами.

В середине 2018 года, когда острову было чуть больше трех с половиной лет, НАСА организовало экспедицию для его более тщательного изучения. Пляжи острова состояли из черного гравия и глиноподобной грязи, наличие которой озадачило команду, сообщает Дэн Слейбек, исследователь из Центра космических полетов имени Годдарда, принимавший участие в экспедиции. Что еще более важно, команда обнаружила, что растительность и несколько видов птиц уже заняли это место. Для ученых эти редкие случаи появления суши предоставляют уникальную возможность изучать быстро меняющийся ландшафт как на месте, так и из космоса.

Новая серия извержений, начавшаяся 20 декабря, к сожалению, потрясла этот молодой остров в последние дни. А 15 января извержение было настолько мощным, что ударная волна ощущалась даже на Аляске, сообщает. Это событие вызвало цунами в нескольких странах вдоль тихоокеанского побережья, от Аляски до Чили, Калифорнии и Мексики, а также в Японии.

Дейв Снайдер, координатор Национального центра предупреждения о цунами в Палмере, Аляска, сообщил газете Washington Post, что извержение вулкана крайне необычно для целого океанического бассейна. По оценкам Геологической службы США, извержение вызвало землетрясение магнитудой 5,8.

В Тонга волны высотой до 1,20 метра обрушились на столицу. Извержение причинило большой ущерб, но поскольку жители укрылись на возвышенностях, сообщений о жертвах пока не поступало — хотя эта первоначальная оценка неопределенна, поскольку извержение сильно затруднило связь, особенно с небольшими островами. По данным кабельной сети "Южный крест", архипелаг может остаться без интернета на две недели из-за обрыва подводного кабеля.

Столица, Нукуалофа, была покрыта толстым слоем вулканической пыли, которая загрязнила все запасы питьевой воды, сказала Джасинда Ардерн. До сих пор помощь с воздуха была невозможна из-за огромного облака пепла над районом, расположенным на высоте около 19 километров над уровнем моря, но сегодня, по словам новозеландских властей, будет предпринята новая попытка. Однако спасателям придется проявить повышенную бдительность: Тонга — одна из немногих территорий, которую обошла стороной пандемия COVID-19....

За несколько дней площадь увеличилась почти вдвое

Это новое извержение, конечно же, будет способствовать дальнейшему расширению Хунга-Тонга-Хунга-Хаапай. Первые извержения в декабре уже значительно увеличили площадь его поверхности: сравнение спутниковых снимков острова, сделанных 16 ноября и 2 января, показывает, что площадь его поверхности увеличилась почти на 45%!

За последнее столетие только два других подобных события привели к образованию новых, долговечных массивов суши: остров Суртсей в Исландии, образовавшийся в результате извержения вулкана в 1960-х годах, и остров Файал на Азорских островах, часть которого образовалась в результате извержения вулкана Капелиньос в конце 1950-х годов.

В Тонга в прошлом было несколько извержений подводных вулканов, — говорит Дэн Слейбек, — но обычно они были кратковременными. Последнее извержение было в 2009 году, в той же подводной кальдере, что и Хунга-Тонга-Хунга-Хаапай, всего в километре или двух от нынешнего острова, но его смыло примерно за шесть месяцев. По словам эксперта, если этот остров держится, несмотря на эрозию, это может быть связано с большим объемом выброшенного материала, что дает ему больше времени для стабилизации, прежде чем волны и дождевая эрозия разрушат его. Он также может выиграть от защиты окружающих островов, которые гасят силу волн, прежде чем они достигнут его.

Вулканологи пока не знают, закончилось ли извержение и как будет развиваться ситуация и остров, которые остаются под пристальным наблюдением. В то же время, он предоставляет еще одну возможность наблюдать за быстро меняющимся ландшафтом из космоса. Для того чтобы понять его прошлое и, что еще важнее, предсказать его будущее, ученые сейчас работают над тем, чтобы лучше охарактеризовать эрозию, которой он подвергается с каждым днем.