КосмонавтикаНовости

Новые захватывающие снимки Луны, показывающие потенциальные места посадки Артемиды III

Мозаика, созданная LROC (Lunar Reconnaissance Orbiter) и ShadowCam

Поиск знаний о Луне становится все более интенсивным, и в последнее время все более пристальное внимание уделяется лунному Южному полюсу. Инновационные технологии, такие как камера ShadowCam, открывают беспрецедентные подробности этого региона, позволяя предположить наличие жизненно важных ресурсов, таких как водяной лед. Миссии Артемида III и VIPER являются важнейшими вехами в этом исследовании, обещающими значительные научные достижения и расширяющими горизонты освоения космоса человеком.

Южный полюс Луны стал объектом пристального интереса мирового научного сообщества. Потенциально он содержит ключи к жизненно важным ресурсам, в том числе к воде, и к беспрецедентным открытиям. До августа 2023 года он оставался неизведанной территорией. 23 августа 2023 года Индия стала первой страной, совершившей посадку космического аппарата вблизи Южного полюса в рамках миссии Чандраян-3.

Благодаря передовым технологиям НАСА и его международных партнеров, включая Корейский институт аэрокосмических исследований (KARI), были получены детальные изображения этого региона, на которых выделяется кратер Шеклтон — потенциальное место для миссии Артемида III в 2025 году, означающей возвращение человека на Луну.

Полезные технологические достижения для возвращения на Луну

Новое составное изображение кратера Шеклтон демонстрирует совокупную мощь двух лунных орбитальных камер - LROC и ShadowCam, позволяя получить беспрецедентно детальные снимки области южного полюса Луны. Камера LROC, работающая с 2009 года, позволяет получать детальные изображения поверхности, однако ее возможности ограничены в плане фотографирования затененных участков Луны, на которые никогда не попадает прямой солнечный свет и которые называются постоянно затененными областями.

Камера ShadowCam, напротив, в 200 раз более чувствительна к свету, чем LROC, что позволяет ей успешно работать в условиях очень низкой освещенности и выявлять особенности и детали рельефа, которые не видны LROC. Установленная на космическом аппарате Danuri, разработанном Корейским институтом аэрокосмических исследований (KARI), эта камера использует солнечный свет, отраженный от лунных геологических объектов или Земли, для получения изображений в тени. Однако чувствительность камеры к свету приводит к тому, что она не может получать изображения непосредственно освещенных участков Луны, что приводит к насыщенным результатам.

Аналитики могут объединить изображения, полученные с помощью этих двух приборов, и создать полную визуальную карту рельефа и геологических особенностей самых светлых и самых темных участков Луны. Постоянно затененные области этой мозаики, такие как внутреннее дно и стены кратера Шеклтон, видны в деталях благодаря снимкам ShadowCam, а освещенные солнцем области мозаики — благодаря снимкам, полученным LROC.

Эти технологические достижения открыли новые перспективы в изучении Луны, позволив ученым более точно планировать миссии и нацеливаться на конкретные области, представляющие интерес для исследования и изучения. Вместе с мозаичным изображением кратера Шеклтон National Geographic опубликовал топографическую карту южного полюса Луны с указанием потенциального места посадки "Артемиды-3" в этом регионе.

Карта потенциальных мест посадки Артемиды III © National Geographic

Амбициозный проект Артемида III

Проект Артемида III, организуемый НАСА и запланированный на 2025 год, является важной вехой в исследовании Луны и ставит перед собой амбициозную задачу возвращения астронавтов на поверхность Луны, чего не удавалось достичь со времен миссии Аполлон несколько десятилетий назад. Эта миссия является частью нового подхода к исследованию Луны и направлена на углубление наших знаний о Луне и ее потенциальных ресурсах.

Одной из основных задач миссии Артемида III является оценка наличия и количества водяного льда на Луне. Особый интерес в этом отношении представляют области, постоянно находящиеся в тени, например, южный полюс Луны, где, вероятно, имеются залежи водяного льда. Изучение этих месторождений позволит не только оценить их потенциал как ресурса для будущих пилотируемых миссий, но и понять процессы, связанные с образованием и сохранением льда на Луне.

Дэвид Кринг (David Kring), ученый-планетолог, подчеркивает стратегическую важность этих открытий. По его словам, наличие водяного льда в этих темных регионах не только является ценным ресурсом для выживания человека, но и может сыграть важную защитную роль для астронавтов. Вода способна выступать в качестве эффективного щита от вредного космического излучения, что является одной из основных задач длительного освоения космоса, защищая экипажи от опасного воздействия радиации в космосе.

Луноход VIPER (Volatiles Investigating Polar Exploration Rover) - важнейший компонент стратегии НАСА по исследованию Луны, посадка которого запланирована на 2024 год. Оснащенный метровым буром и научными приборами, VIPER будет исследовать несколько регионов, постоянно находящихся в тени, добывать образцы и искать лед.