Космонавтика

Новые космические цели Индии: станция к 2035 году и космонавт на Луне к 2040 году

Сегодня, 17 октября, премьер-министр Шри Нарендра Моди провел закрытую встречу с высшим руководством Индийского космического агентства (ISRO) и Департамента космоса. Последний является подразделением правительства, осуществляющим контроль за деятельностью агентств и организаций, занимающихся космической деятельностью. В ходе встречи было озвучено несколько новых целей, для достижения которых премьер-министр установил амбициозные и точные сроки.

Проект индийской космической станции (Bharatiya Antariksha Station) должен быть завершен к 2035 году, а к 2040 году планируется высадить индийского гражданина на поверхность Луны. Кроме того, Моди поручил ученым организовать миссию орбитального аппарата вокруг Венеры и посадочного аппарата на поверхность Марса.

Задачи по созданию космической станции и освоению Луны базируются на одной, уже начатой программе, которая называется Гаганьян: текущая индийская программа освоения Земли человеком. В ее рамках планируется разработать капсулу для доставки космонавтов на орбиту и ракету, способную ее вывести. Индия, в отличие от Китая, России и США, не имеет системы доставки человека в космос. В ходе встречи, проведенной Моди, были даны небольшие уточнения и по самой программе Гаганьян.

Программа Гаганьян

На этой неделе запланирован особо важный испытательный запуск по программе "Гаганьян". 21 октября будет проведен испытательный полет аппарата для отработки отмены миссии-1 (TV-D1), т.е. тестовый запуск для проверки работы системы отмены миссии. Она используется для отмены полета капсулы с космонавтами в случае возникновения проблем на первом этапе запуска.

Испытание будет проводиться с негерметичной моделью модуля экипажа капсулы на специально созданной для этого испытания одноступенчатой жидкостной ракете-носителе. Запуск капсулы будет осуществляться в штатном режиме с прерыванием полета на высоте 17 км. Здесь будет включена система прерывания полета, произойдет отделение от ракеты и управляемый спуск на парашюте. Спуск произойдет примерно в 10 км от побережья, в Индийском океане.

В ходе презентации Моди было объявлено, что для сертификации системы Гаганьян будет проведено еще 20 основных испытаний и 3 орбитальных полета, а не 2, как предполагалось ранее. Первый пилотируемый полет будет осуществлен после этих запусков и в настоящее время запланирован на 2025 год. С момента предыдущего обновления эта дата не изменилась.

Для конкретного начала создания индийской космической станции, а в дальнейшем и полета на Луну, программа "Гаганьян" будет иметь решающее значение как с точки зрения материально-технической, так и технологической. Это будет первый опыт индийской космической отрасли в управлении инфраструктурой, средствами и технологиями для жизни в космосе.