Антропология

Новые доказательства того, что неандертальцы хоронили своих умерших

Реконструкция захоронения ребенка неандертальцами в Ла-Ферраси (Дордонь, Франция)

Практиковалось ли погребение умерших неандертальцами или это нововведение специфично для нашего вида? Есть указания в пользу первой гипотезы, но некоторые ученые остаются скептичными. Однако впервые в Европе многопрофильная группа под руководством исследователей CNRS и Национального музея истории естествознания (Франция), а также Университета Страны Басков (Испания), используя различные критерии, продемонстрировали, что неандертальский ребенок был похоронен, вероятно, около 41 000 лет назад, в месте захоронения Ла-Ферраси (Дордонь). Их исследование опубликовано в журнале "Scientific Reports".

В Евразии были обнаружены десятки захороненных скелетов неандертальцев, в результате чего некоторые ученые пришли к выводу, что неандертальцы, как и мы, хоронили своих умерших. Другие же специалисты отнеслись к этому скептически, учитывая, что большинство наиболее хорошо сохранившихся скелетов, найденных в начале XX века, не были раскопаны с использованием современных археологических методов.

Именно в этих рамках международная группа во главе с палеоантропологами Антуаном Бальзо (CNRS и Национальный музей естественной истории, Франция) и Асьером Гомес-Оливенсией (Университет Страны Басков, Испания) проанализировала человеческий скелет одного из самых знаменитые места неандертальцев во Франции: скальное убежище Ла-Ферраси, Дордонь.

Ла-Ферраси - палеолитический навес под скалами, расположенный в 40 км к юго-западу от французского населённого пункта Монтиньяк в департаменте Дордонь.

После того как в начале 20-го века были обнаружены шесть неандертальских скелетов, в 1970-1973 гг. на этом объекте был обнаружен седьмой скелет, принадлежащий ребенку около двух лет. Почти полвека коллекции, связанные с этим образцом, оставались невостребованными в архивах Национального музея археологии.

Ученые также провели тщательный анализ костей: состояние сохранности, изучение белков, генетики, датировки и т.д. Они вернулись в Ла-Ферраси в надежде найти новые фрагменты скелета; хотя новых костей обнаружено не было, используя записные книжки своих предшественников, они смогли реконструировать и интерпретировать пространственное распределение человеческих останков и редких связанных с ними костей животных.

Исследователи показали, что скелет был погребен в осадочном слое, наклоненном к западу (голова на востоке была выше таза), в то время как другие стратиграфические слои участка наклонены к северо-востоку. Кости, которые были относительно невредимы, остались в своем анатомическом положении.

Их сохранность, лучше, чем у зубров и других травоядных, обнаруженных в том же слое, свидетельствует о быстром погребении после смерти. Кроме того, содержание этого слоя оказалось раньше, чем окружающие отложения. Наконец, крошечная кость, идентифицированная белками как человеческая, а по митохондриальной ДНК как неандерталец, была напрямую датирована с помощью углерода-14. Возраст этого объекта составляет около 41000 лет, что делает его одним из самых недавних датированных останков неандертальцев.

Эта новая информация доказывает, что тело двухлетнего неандертальского ребенка было намеренно помещено в яму, вырытую в осадочном слое около 41 000 лет назад, однако для понимания хронологии и географического распространения неандертальских погребений потребуются дальнейшие изыскания.