Психология

Новое психологическое исследование показывает, что физическая привлекательность предсказывает состояние здоровья на 10 лет вперед

Являются ли физически привлекательные люди более здоровыми? Хотя большинство гипотез, подтверждающих эту корреляцию, лишены аргументов, новое исследование поддерживает гипотезу о том, что физическая привлекательность является показателем биологического здоровья. Люди, которых считают физически привлекательными, как правило, имеют более крепкое здоровье в долгосрочной перспективе (в течение 10 лет наблюдения), чем люди средней внешности. На тех, чья привлекательность оценивается как ниже среднего, эта разница в состоянии здоровья, похоже, не влияет.

Психологи и биологи уже давно предполагают наличие определенной корреляции между привлекательностью и физическим здоровьем. Несмотря на некоторые индивидуальные и временные вариации, психологические исследования показали, что в целом большое количество стандартов привлекательности разделяется людьми, независимо от возраста, этнического происхождения или культуры. Специалисты в области эволюционной биологии предположили, что эти нормы возникли в результате адаптации восприятия, направленного на выбор лучшего партнера.

В результате универсальные стандарты привлекательности могут давать тонкие подсказки об определенных физических качествах, таких как здоровье. Теоретически, с эволюционной точки зрения, особи, отдающие предпочтение лицу (или телосложению), ассоциирующемуся с хорошим здоровьем, могли бы передать эту избирательность большему числу потомков. Такое преобладание сделало бы определенные характеристики универсальным стандартом человеческой системы восприятия.

Однако доказательств, подтверждающих эту связь, крайне мало. Некоторые исследования, например, предполагают прямую связь между физической привлекательностью и иммунным здоровьем. Однако в большинстве из них не учитывались некоторые факторы вариативности, такие как исходное состояние здоровья людей, участвовавших в исследовании, и их социально-экономическое положение. Эти факторы оказывают значительное влияние как на физическую привлекательность, так и на долгосрочное здоровье.

Опубликовав новое исследование на эту тему в American Journal of Human Biology, Алекси Гугушвили, профессор социологии Университета Осло, объясняет: "Мы с коллегой заинтересовались этой темой, потому что как в эволюционной научной перспективе, так и в популярной культуре существует мнение, что здоровье и физическая привлекательность связаны, но до сих пор мы не находили решающих доказательств по этому вопросу".

В своем анализе исследователи обнаружили связь между кардиометаболическим здоровьем и физической привлекательностью - с учетом многочисленных факторов изменчивости. Результаты показали, что люди, считающиеся выше среднего по физической привлекательности, в долгосрочной перспективе имеют более крепкое здоровье, чем люди средней внешности - в течение 10 лет наблюдения.

Результаты в соответствии с эволюционной теорией

Для получения результатов исследователи использовали данные национального продольного исследования здоровья американских подростков до зрелого возраста. С одной стороны, физическая привлекательность участников оценивалась по шкале от 1 до 5, где 1 - "очень непривлекательный", а 5 - "очень привлекательный". С другой стороны, корреляция между физической привлекательностью и здоровьем измерялась на основе реального кардиометаболического риска (или КМР), отражающего иммунное, метаболическое и сердечно-сосудистое здоровье.

Для КМР оценивался набор соответствующих биомаркеров: холестерин ЛПНП, глюкоза мг/дл, С-реактивный белок, систолическое и диастолическое артериальное давление и частота сердечных сокращений в состоянии покоя. Что касается факторов вариации, способных повлиять на корреляцию между физической привлекательностью и здоровьем, исследователи выбрали социально-экономический статус (образование, профессия, доход), личностные характеристики, интеллект, самооценку здоровья и заявленные хронические проблемы со здоровьем.

Анализ показал, что люди с показателем привлекательности 5 баллов имели значительно лучшее кардиометаболическое здоровье в течение 10 лет наблюдения. Их кардиометаболический риск был ниже даже при учете различных факторов. Согласно полученным результатам, индекс массы тела также играет умеренную роль в физической привлекательности и здоровье. Более высокий ИМТ (Индекс массы тела) снижает привлекательность наряду со здоровьем. Однако влияние физической привлекательности на кардиометаболический риск оставалось значительно высоким даже при учете ИМТ.

Удивительно, но в ходе исследований выяснилось, что люди с очень низким индексом привлекательности демонстрировали лучшее кардиометаболическое здоровье. Предыдущие исследования также предполагали, что эти люди, которых считают очень непривлекательными, могут иметь лучшие "общие результаты" в жизни, такие как доход и социальный статус. Такие результаты избавят их от дополнительного стресса, который могут испытывать люди, живущие в более неблагоприятных условиях. Таким образом, социальная стабильность могла бы обеспечить им лучшее здоровье, в какой-то степени нивелируя "недостаток" здоровья по сравнению с привлекательными людьми, и тем самым частично объясняя это исключение.

Однако следует помнить, что данное исследование имеет свои ограничения, поскольку оценка физической привлекательности может быть в определенной степени субъективной. Более того, мы еще не знаем, каков реальный порядок причинно-следственных связей между привлекательностью и здоровьем. Тем не менее "наши результаты в целом соответствуют эволюционной перспективе, которая предполагает, что физическая привлекательность связана с биологическим здоровьем людей", — заключают исследователи в своем исследовании.