Здоровье и медицина

Новое исследование позволяет лучше понять "волну смерти" в мозге

Недавнее французское исследование пролило свет на тайну "волны смерти" - явления, которое возникает, когда мозг лишается кислорода. По мнению специалистов, это исследование может привести к разработке более эффективных методов реанимации.

Потенциально обратимая смерть мозга

Термин "волна смерти" относится к удивительному явлению, которое может возникнуть, когда мозг лишен кислорода. Это внезапный всплеск активности, вызванный электрической волной, которая проходит через кору из самых глубоких слоев мозга. Однако, несмотря на свое название, это явление не является признаком верной смерти. По всей видимости, безжизненные нейроны вновь активизируются, показывая, что смерть мозга, несомненно, гораздо более сложное явление, чем мы думали. Более того, при своевременной реанимации возникает другая, довольно похожая волна — волна реанимации.

Это открытие было описано в публикации в журнале Neurobiology of Disease в ноябре 2023 года. Это исследование, проведенное под руководством Института мозга при парижской больнице Питиэ Сальпетриер, представляется очень важным. Исследователи считают, что смерть мозга может быть обратимой.

Лучшее понимание волны смерти для более эффективной реанимации пациентов

Благодаря экспериментальному использованию инъекции ингибитора, исследователям удалось понять начальную точку волны смерти, а именно деполяризацию пирамидальных нейронов в неокортексе. "Это критическое событие, известное как аноксическая деполяризация, вызывает переход состояния в нейронах коры головного мозга, делая их неспособными передавать электрические сообщения. В отсутствие вмешательства эта волна представляет собой полное и окончательное прекращение мозговой активности", — заявил Антуан Картон-Леклерк, аспирант и первый автор исследования, в официальном пресс-релизе.

Эта работа порождает огромные надежды, поскольку указывает на возможность открытия метода или молекулы для управления этой деполяризацией. Это стало бы настоящей революцией в реанимации. Если говорить конкретно, то можно было бы выиграть больше времени, чтобы избежать смерти мозга и, возможно, более или менее серьезных последствий, которые могут последовать за асфиксией части нейронов.

Следует помнить, что мозг — это орган, потребляющий наибольшее количество кислорода (от 20 до 25 %). Поэтому он наиболее зависим от насыщения кислородом, а значит, наиболее уязвим в случае асфиксии. Сейчас ученые продолжают работать над тем, чтобы лучше понять этот феномен и найти более эффективный способ реанимации пациентов с остановкой деятельности мозга.