Здоровье и медицина

Новая "универсальная" терапия может убить все виды рака

Т-клетки, атакующие рак

Исследователи открывают новый тип T-клеточных рецепторов (TCR), который идентифицирует и уничтожает большинство типов рака у человека, не затрагивая здоровые клетки. Это увеличивает перспективу "универсального" лечения рака.

Традиционный метод лечения рака включает в себя хирургическое вмешательство, химиотерапию и лучевую терапию. За последние 20 лет также эволюционировали целенаправленные методы лечения, при которых лекарства активируются за счет специфических молекулярных изменений и воздействуют на раковые клетки.

Однако в последние несколько лет появился "5-й столп" лечения рака. Оно называется иммунотерапией; оно включает в себя укрепление иммунной системы пациента для атаки на опухоли.

Одной из наиболее перспективных иммунотерапий является Т-клеточная терапия, при которой иммунные клетки удаляются, изменяются и возвращаются в кровь пациента. Эти модифицированные клетки затем ищут и уничтожают раковые клетки.

Наиболее часто используемая терапия, называемая CAR-T, персонализирована для каждого пациента. Но она не была доказана успешной для многих типов (и большинства) раковых заболеваний.

Недавно исследователи Кардиффского университета в Великобритании обнаружили новый тип Т-клеточного рецептора (TCR), который идентифицирует и уничтожает большинство типов рака человека, не затрагивая при этом здоровые клетки.

Как это работает?

TCR идентифицирует молекулу, присутствующую в нормальных клетках организма и на поверхности различных раковых клеток. Она также может различать раковые клетки и здоровые, уничтожая только первые.

Традиционные T-клетки сканируют поверхность других клеток, чтобы найти аномальный белок и удалить раковые клетки. Однако они не замечают клетки, содержащие "обычные" белки.

Сканирующая система идентифицирует лейкоцитарный антиген человека (HLA), который является белком на поверхности клетки и отвечает за регуляцию иммунной системы человека. Но поскольку HLA сильно различается у разных людей, ученым не удалось создать ни одной терапии на основе Т-клеток, которая могла бы быть нацелена на большинство раковых клеток.

В этом исследовании ученые представили уникальную TCR, которая идентифицирует несколько типов рака с помощью одной HLA-подобной молекулы MR1, которая не различается у разных людей.

Они протестировали новую TCR у мышей с иммунной системой и раком человека. Она успешно уничтожала клетки рака крови, легких, яичников, груди, простаты, кожи, легких, почек, толстой кишки, костей и шейки матки, не причиняя вреда здоровым клеткам.

Помимо уничтожения собственных раковых клеток пациента, эта новая TCR может также убить раковые клетки других пациентов, независимо от их типа HLA.

Поиск TCR с таким широким спектром специфики рака является важной вехой. Это увеличивает перспективу "универсального" лечения рака. Несколько лет назад никто бы не поверил, что это возможно.

Что дальше?

В настоящее время исследователи исследуют молекулярный механизм, посредством которого TCR дифференцируется между раковыми клетками и здоровыми клетками. Они также проводят различные тесты, чтобы гарантировать, что Т-клетки, модифицированные этой новой TCR, идентифицируют только раковые клетки.

Если все пойдет по плану, то исследования у пациентов, скорее всего, начнутся к концу этого года. Даже тогда впереди будут многочисленные испытания, и пройдет несколько лет, прежде чем эта новая терапия появится на рынке.

Источник: Nature Immunology