Астрофизика

Новая система, которая предупреждает, когда звезда вот-вот взорвется и превратится в сверхновую

Группа исследователей оценила некоторые характеристики звезды, находящейся на грани взрыва сверхновой, и разработала систему предупреждения, позволяющую узнать, когда это произойдет.

Астрономы из Ливерпульского университета Джона Мурса и Университета Монпелье разработали систему оповещения, которая предупреждает о том, что массивная звезда вот-вот закончит свою жизнь взрывом сверхновой. Исследователи определили, что массивные звезды (от 8 до 20 солнечных масс) на последней фазе своей жизни, фазе красного сверхгиганта, внезапно станут примерно в сто раз тусклее в видимом свете. Такое затемнение может быть вызвано внезапным накоплением материала вокруг звезды, который затмевает ее свет.

Фаза красного сверхгиганта

Красная сверхгигантская звезда - одна из самых больших по объему во Вселенной, хотя она и не относится к числу самых массивных. Это один из последних этапов в жизни звезды, которая изначально рождается с массой более 8/10 солнечных масс. Это происходит после того, как весь водород в ее ядре переходит в гелий, а последний начинает переходить в более тяжелые элементы.

Хотя температура поверхности низкая (3500-4500 К), звезды этого типа имеют огромные радиусы, иногда более чем в 1000 раз превышающие радиус Солнца. В то же время, однако, плотность настолько мала, что их фотосфера (звездная атмосфера) нечеткая и как бы "исчезает" в межзвездном пространстве.

Фаза красного сверхгиганта относительно "короткая" (по сравнению с фазой главной последовательности, во время горения водорода) и длится от нескольких сотен тысяч лет до нескольких миллионов. Впоследствии наиболее массивные звезды эволюционируют в звезды Вольфа-Райета, а остальные умирают, взрываясь в виде сверхновых. Бетельгейзе и Антарес, две очень яркие звезды в созвездии Ориона и Скорпиона соответственно, являются красными сверхгигантами.

Изменения яркости красной сверхгигантской звезды Бетельгейзе после выброса массивного куска ее видимой поверхности.

Знать, когда возникает сверхновая звезда

Незадолго до взрыва сверхновой красный сверхгигант подвергается воздействию очень интенсивного звездного ветра. Они окутывают его своеобразным коконом из материала, выброшенного из звезды или из межзвездной среды ее окрестностей.

Согласно новому исследованию, основанному на архивных данных нескольких телескопов, скопление материи затемняет звезду в поле зрения оптических телескопов в сто раз больше ее нормальной яркости. Бенджамин Дэвис из Ливерпульского университета Джона Мурса, ведущий автор работы, сказал: "Это означает, что за день до взрыва звезды вы, вероятно, не сможете увидеть, что она там была!"

Кроме того, этот кокон будет собран менее чем за год, что очень быстро по сравнению с миллионами лет, которые длится фаза сверхгиганта. С помощью этой информации исследователи построили систему оповещения, которая поможет им обнаружить звездные взрывы. Таким образом, они надеются, что смогут наблюдать сверхновые в реальном времени, направить лучшие в мире телескопы на звезды-прародительницы и изучить их катастрофический финальный взрыв.