АстрономияНовости

Новая радиотехника раскрывает четыре возможные экзопланеты

Группа астрономов недавно использовала радиотехнику для исследования активности целого ряда близлежащих красных карликов. В некоторых случаях они подозревают, что эти радиосигналы могут указывать на присутствие ранее не обнаруженных экзопланет.

В 2020 году команда наблюдала необычные радиосигналы от близлежащей красной карликовой звезды, известной как GJ1151. Позже было установлено, что эти радиоволны возникают в результате взаимодействия экзопланеты, вращающейся вокруг своего звезды-хозяина, в результате чего формируется северное сияние. Это явление было предсказано более тридцати лет назад, но никогда не наблюдалось непосредственно.

Три возможные планеты

Для этих исследований те же ученые использовали телескоп LOFAR (Low Frequency Array), самый мощный радиотелескоп в мире, для сканирования одной восьмой части северного неба, в итоге выделив радиоизлучение девятнадцати красных карликов, расположенных на расстоянии от двенадцати до ста пятидесяти световых лет. В паре статей, опубликованных в журналах Nature Astronomy и The Astrophysical Journal Letters, последние раскрывают более подробную информацию о GJ1151 и указывают на присутствие трех других возможных экзопланет вокруг этих близких маломассивных звезд.

"Это открытие является важной вехой для радиоастрономии и потенциально может привести к обнаружению планет во всей галактике", — сказал доктор Бенджамин Поуп из Университета Квинсленда.

Взаимодействие с магнитным полем

В частности, четыре звезды, о которых идет речь, "тише" других и не должны производить такие сигналы, если только через их магнитное поле не движется планета.

Авторы проводят сравнение со спутником Ио, который находится у Юпитера. Несколько десятилетий назад было случайно обнаружено, что Юпитер излучает циркулярно поляризованные радиоволны, которые теперь приписывают извержениям вулканов на Ио, которые выбрасывают материал в космос, а затем заполняют среду Юпитера.

Помните, что наша планета также излучает северное и южное сияние, которое также излучает мощные радиоволны. Однако мы знаем, что эти полярные сияния возникают в результате взаимодействия магнитного поля Земли с солнечным ветром.

Иллюстрация трех планет, вращающихся вокруг красного карлика.

По словам авторов, эти возможные новые планеты развиваются очень близко к своей звезде, совершая орбиты от двух до пяти дней.

Следующий шаг - подтвердить наличие этих экзопланет. "Мы не можем быть на 100% уверены, что эти четыре звезды действительно являются домом для планет, но мы можем сказать, что взаимодействие планеты и звезды является лучшим объяснением того, что мы наблюдаем", — подчеркивают исследователи. "Это открытие является важным шагом для радиоастрономии и потенциально может привести к обнаружению планет во всей галактике".