Здоровье и медицина

Новая мРНК-вакцина может предотвратить большинство клещевых заболеваний (включая болезнь Лайма)

Исследовательская группа Йельского университета заявляет, что, возможно, сделала важный шаг в борьбе с болезнью Лайма и другими заболеваниями, связанными с клещами, с разработкой мРНК-вакцины, обеспечивающей "множественную устойчивость" к укусам. Вакцина каким-то образом обучает иммунную систему распознавать слюну клеща, позволяя ей атаковать участок до того, как патогены смогут вызвать заболевание.

Вакцина, успешно прошедшая доклинические испытания, основана на той же технологии мРНК, которая использовалась для разработки вакцин COVID-19. Но вместо того, чтобы инструктировать клетки организма вырабатывать новые белки для обучения организма атаковать SARS-CoV-2, вакцина инструктирует клетки вырабатывать ряд белков, найденных в слюне черноногого клеща Ixodes scapularis. Другими словами, она использует совершенно иной подход, нацеленный на самого клеща.

В результате вакцина не только снижает риск заражения болезнью Лайма, но и десятками других заболеваний, которые могут передаваться при укусах. Наиболее распространенная болезнь Лайма вызывается бактерией Borrelia burgdorferi. Существующие вакцины направлены именно против этой бактерии, но никогда ранее не удавалось успешно разработать вакцину против клеща "широкого спектра действия". Под названием 19ISP она содержит инструкции для 19 различных белков, обнаруженных в слюне Ixodes scapularis. Подробности исследования опубликованы в журнале Science Translational Medicine.

Профилактика большинства заболеваний, переносимых клещами

"Мы обнаружили, что у животных, вакцинированных 19ISP, после укуса появлялась кожная сыпь, что свидетельствует о том, что их иммунная система активизировалась и привлекала воспалительные клетки для борьбы с инфекцией", — объясняет Андалиб Саджид, соавтор исследования. "Подобно другим животным, у которых выработался иммунитет к клещам после повторных укусов, клещи не смогли питаться морскими свинками и быстро отделились".

В дополнение к демонстрации того, что вакцина быстро вызывает иммунный ответ в месте укуса клеща, исследователи обнаружили, что вакцинированные морские свинки также сопротивлялись заражению бактерией болезни Лайма при столкновении с клещами, переносящими возбудителя. Это указывает на то, что для профилактики большинства клещевых заболеваний может быть достаточно вакцины от укуса клеща.

Клинические испытания этой новой вакцины на людях вряд ли будут проводиться в течение нескольких лет, поскольку это предварительное исследование вызвало ряд любопытных предостережений. Хотя вакцина была эффективна у морских свинок, исследователи обнаружили, что она не смогла вызвать иммунитет к клещам у мышей...

Ученые пока не знают точных причин этого, но они предполагают, что поскольку мыши являются естественными резервуарами для клещей, паразиты могли выработать уникальные способы сосуществования с ними.

По словам Эрола Фикрига, ведущего автора нового исследования, эта вакцина уникальна тем, что ее действие направлено на носителя патогена, а не на сам патоген. Это означает, что она должна обеспечивать широкую защиту от всех видов клещевых заболеваний, а не только от одного возбудителя.

Помимо прямого воздействия на способность иммунной системы реагировать на укус, вакцина также "предупреждает" человека о том, что его укусил клещ, вскоре после того, как он поселился в организме. Это позволяет быстро удалить клеща, прежде чем он успеет передать бактерии или вирусы, вызывающие заболевание.

"Вакцина улучшает распознавание клещей, частично превращая укус клеща в укус комара", — объясняет Фикриг в своем заявлении. "Когда вы чувствуете укус комара, вы прихлопываете его. При использовании вакцины появляется покраснение и, возможно, зуд, так что вы можете распознать, что вас укусили, и быстро вытащить клеща, прежде чем он успеет передать Borrelia burgdorferi".