АнтропологияАрхеологияНовости

Невероятное святилище палеолитического искусства обнаружено в Испании

Команда археологов объявляет, что они обнаружили крупнейшую коллекцию доисторических наскальных рисунков на востоке Испании в пещере испанского региона Валенсия. Коллекция насчитывает более сотни изображений, в том числе животных, и, как предполагается, датируется более чем 24 000 лет назад. Этому невероятному открытию посвящено исследование, опубликованное в журнале Antiquity.

Исключительное открытие

500-метровая пещера Ковас-Донес в Мильяресе хорошо известна местным жителям. Ее часто посещают любители пеших прогулок и другие исследователи. Однако до сих пор существование палеолитических рисунков оставалось незамеченным. Исследователи из университетов Сарагосы и Аликанте (Испания) обнаружили их в рамках исследования, которое будет проведено в июне 2021 года.

"Когда мы увидели первого нарисованного ауроха (вымершего дикого быка), мы сразу же узнали его", — объясняет доктор Айтор Руис-Редондо, главный автор этой работы. "Однако настоящее потрясение произошло уже после первой находки. Как только мы приступили к соответствующему систематическому изучению, мы поняли, что имеем дело с крупным объектом наскального искусства".

Хотя в Испании находится наибольшее количество памятников наскального искусства эпохи палеолита, большинство из них сосредоточено на севере страны. С другой стороны, на востоке Пиренейского полуострова до сих пор было зафиксировано относительно небольшое количество таких объектов, что делает это открытие особенно важным.

В общей сложности исследователи зафиксировали более сотни мотивов и рисунков, в том числе не менее 19 подтвержденных изображений животных. В их число входят олени, лошади, аурох и лань. Необычно, что большинство рисунков было выполнено с использованием глины.

"Животные и знаки изображались простым скольжением пальцев и ладоней по стенам, покрытым глиной", — поясняет доктор Айтор Руис-Редондо. "Влажная среда пещеры сделала все остальное: "картины" сохли довольно медленно, что не позволило некоторым частям глины быстро отвалиться, а другие части были покрыты слоями кальцита, которые сохранили их до наших дней".

Необходимо приложить пристальное внимание, но исследователи смогли разглядеть здесь две оленьи головы.

Возраст не менее 24 000 лет

В своем отчете исследователи также отмечают, что окончательно определить возраст этих изображений будет сложно. Однако некоторые особенности стен пещеры дают интересные подсказки.

Так, например, наличие следов когтей пещерного медведя, покрывающих некоторые из выгравированных фигур, позволяет предположить, что животное, ответственное за их создание, присутствовало здесь уже после того, как они были завершены. Учитывая дату исчезновения этого вида в данном регионе, исследователи предполагают, что возраст по крайней мере некоторых наскальных рисунков должен превышать 24 000 лет.

Следует также отметить, что это, вероятно, только начало. Еще много стен предстоит задокументировать. Дальнейший анализ может выявить еще больше произведений в ближайшие годы.