ГеологияКосмонавтика

Несколько миллиардов лет назад климат на Марсе напоминал очень специфический район Земли...

В течение почти десяти лет марсоход Curiosity доставлял важные данные о Марсе. Они касаются, в частности, физики и химии горных пород кратера Гейла, который когда-то содержал большой водоем. Исследователи из Соединенных Штатов недавно обнаружили похожие скалы на Земле, что позволило нам оценить фактический климат Марса 3,5 миллиарда лет назад.

Данные Curiosity недостаточны

С 2012 года и начало миссии вездехода Curiosity НАСА, вездеход исследует кратер Гейла. Это ударный кратер диаметром около 155 км, в четырехугольнике Эолиды. Однако многие исследователи сходятся во мнении, что давным-давно на этом месте было озеро. Однако вопрос о климате планеты Марс до сих пор остается предметом дискуссий. Некоторые ученые считают, что Марс пережил теплый и влажный период, когда озера и реки были очень сильно разлиты. Другие считают, что Красная планета была суше и покрыта ледниками. Однако информации, которую регулярно предоставляет марсоход Curiosity, недостаточно для того, чтобы сделать четкое заявление по этому вопросу.

Группа исследователей из Университета Райс (США) опубликовала исследование в журнале JGR Planets 11 января 2021 года. В нем ученые объясняют, что сравнивали данные вездехода с геологической информацией, полученной на Земле.

По мнению исследователей, этот исландский ландшафт можно было наблюдать на Марсе 3,5 миллиарда лет назад.

Земля, эта отличная лаборатория

По результатам исследования был выбран очень серьезный кандидат - Исландия. Ее базальтовый рельеф и довольно прохладная погода в течение всего года (в среднем 3 °C) - условия, наиболее похожие на те, что были на Марсе 3,5 миллиарда лет назад. По мнению команды, осадочные породы кратера Гейла имели бы прошлое, которое было бы предметом обоих вышеуказанных сценариев. В то время Марс, возможно, имел ледяной климат, но такой, который был способен удерживать жидкую воду в озерах в течение длительного времени.

"Диапазон климатов на Земле позволил нам откалибровать наш термометр для измерения температуры на Марсе в то время. Земля предоставила нам прекрасную лабораторию для наблюдения за влиянием различных климатических переменных на выветривание горных пород. На Марсе сильнее всего повлияла температура", - говорится в заявлении Кирстен Зибах, одного из авторов исследования.

Следует отметить, руководители исследования рассмотрели широкий спектр земных пород для построения своей гипотезы. Скалы были привезены из Исландии, а также с Гавайского архипелага и Антарктического континента.