Биология

Непреодолимый феромон, вызывающий стаи саранчи

Во всем мире несколько стран регулярно сталкиваются с апокалипсическими нашествиями саранчи. Эти насекомые наносят большой ущерб посевам. Китайские исследователи говорят, что они обнаружили, почему саранча собирается в эти огромные стаи: это феромон.

Непреодолимый «аромат» для саранчи

Посмотрим правде в глаза, сверчки - настоящая чума в некоторых областях. В этом году штат Раджастан (Индия) пережил самое страшное нашествие саранчи с 1993 года! В Восточной Африке люди больше боятся саранчи, чем коронавируса. Надо сказать, что каждый день эти насекомые способны опустошать тысячи гектаров пахотных земель. Некоторые страны, такие как Пакистан, даже боятся за свои запасы продовольствия!

В понимании этого явления остается один вопрос: почему саранча группируется внутри этих гигантских разрушительных облаков? Исследование, опубликованное в журнале Nature 12 августа 2020 года, раскрывает причину образования этих роев. По мнению исследователей из Института зоологии Академии наук Китая, речь идет о веществе под названием 4-vinylanisole (4VA).

Это вещество - не что иное, как феромон, выделяемый саранчой в присутствии сородичей. Это непреодолимый «запах», вызывающий неизбежный эффект снежного кома. Все больше и больше саранчи собираются вместе и в свою очередь выделяют знаменитый феромон.

Как решить проблему?

Таким образом, исследование стоит у истоков крупного открытия в понимании формирования этих стай. По словам ученых, одним из решений будет генетическая модификация саранчи. Тогда саранча будет лишена феромонного детектора 4VA и у нее не будет иного выбора, кроме как жить в одиночестве. Однако для этого потребуются долгосрочные усилия, а также очень строгие оценки биобезопасности.

Это также может быть вопрос о ловушках для саранчи, решение, которое опробовали исследователи. Они установили своего рода ловушки в полях и других контролируемых районах. Для исследователей привлечение саранчи ловушками, содержащими феромон, является относительно эффективным процессом.

Третье возможное решение

В статье Science Alert слово предоставлено Лесли Воссхоллу из Университета Рокфеллера (США). Собеседница, не участвовавшая в китайском исследовании, говорит о третьем потенциальном решении, а именно об обнаружении химического вещества, способного блокировать прием феромона 4VA. Тогда это было бы своего рода химическим противоядием от сборищ саранчи.

Однако, по мнению исследователя, нет никакой уверенности в том, что только феромон участвует в сборе саранчи. Другими словами, необходимо провести дополнительные исследования, чтобы убедиться в этом до того, как какое-либо из решений будет применено.