Космонавтика

Немецко-российский рентгеновский телескоп взлетает для изучения темной вселенной

13 июля на казахстанском космодроме Байконур был успешно запущен долгожданный германо-российский телескоп для беспрецедентной детализации рентгеновского неба. Миссия «Спектр-Рентген-Гамма» ( Спектр-РГ ) предназначена для обнаружения 100 000 галактических скоплений, позволяющих астрофизикам ограничивать свойства темной материи и темной энергии, и, следовательно, для проверки моделей расширения Вселенной.

«Его огромная чувствительность позволит нам ограничивать космологические параметры»
Эсра Булбул

Спектр-РГ состоит из двух приборов, одним из которых является eROSITA - рентгеновский обзорный телескоп, разработанный и построенный в Германии Институтом внеземной физики им. Макса Планка в Гархинге, который будет работать в диапазоне 0,2–10 кэВ. «Она впервые предоставит карту всего неба в диапазоне 2–10 кэВ», - говорит Эсра Булбул из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики, которая в сентябре станет председателем кластера eROSITA и космологии MPE.

Бюльбюль говорит, что миссия примерно в 30 раз более чувствительна, чем ROSAT - предыдущий рентгеновский телескоп для обзора всего неба - в мягком рентгеновском диапазоне от 0,2 до 2 кэВ. «Его огромная чувствительность в этой полосе позволит нам обнаруживать скопления галактик и ограничивать космологические параметры», - добавляет она.

Резервное копирование eROSITA - это ART-XC - российский телескоп, способный регистрировать рентгеновское излучение с энергией от 6 до 30 кэВ. Это позволит миссии обнаруживать сверхмассивные черные дыры в галактических центрах, а также изучать «эмиссионную линию 3,5 кэВ», которая может возникнуть в результате распада частиц темной материи. «Распределение линии-кандидата темной материи в нашей галактике позволит нам проверить происхождение этого сигнала», - говорит Бюльбюль, который добавляет, что eROSITA также будет стремиться исследовать «физические процессы, играющие в крупномасштабных структурах», так как а также «закрепить эволюцию металлов в нашей вселенной», которые все «недостижимы с помощью современных рентгеновских телескопов».
Получение данных

Ближайшим пунктом назначения «Спектр-РГ» является точка Лагранжа - точка гравитационного равновесия на расстоянии более миллиона километров от орбиты Луны, где она не будет подвержена колебаниям температуры. По словам Питера Пределя из MPE, который является основным исследователем миссии, телескопу потребуется около 100 дней, чтобы достичь той точки, после которой он будет вращаться вокруг него. Оказавшись там, телескоп отправится на свой первый обзор в полном небе, который должен занять около шести месяцев. Затем он будет повторять процесс и продолжать делать это, улучшая разрешение каждый раз. «Единственное ограничение заключается в том, чтобы держать его там в течение как минимум семи лет с минимальным расходом топлива», - говорит Предель.