Немецкий стартап RFA запустит свой носитель с космодрома во Французской Гвиане
Немецкая компания RFA (Rocket Factory Augsburg AG) объявила сегодня о заключении соглашения с Французским космическим агентством (CNES) о запуске своих ракет-носителей из Французской Гвианы, с космодрома Куру. RFA будет запускать свою ракету-носитель RFA ONE с 2025 года со стартовой площадки, получившей название "пусковая зона Диамант" и ранее использовавшейся только в 1970-х годах Французским космическим агентством.
Ракета-носитель RFA ONE сможет синхронно выводить около 1 300 кг на высоту 500 км. Первый запуск запланирован на конец 2023 года с космодрома Саксаворд, расположенного на севере Шотландии. Одной из особенностей RFA является то, что он уже имеет тесные связи с несколькими европейскими космодромами.
На космодроме Эсрейндж, который называют первым в Европе континентальным космодромом, расположенным на севере Швеции, у RFA уже есть площадка для испытания двигателей, а переговоры о запуске RFA ONE ранее велись с космическим центром Андёйя в Норвегии и с космодромом в Атлантике.
Коммерческий запуск с космодрома Куру
Запуск ракеты-носителя RFA с европейского космодрома Куру уже был объявлен в качестве планируемой идеи в 2021 году, сразу после того, как Французское космическое агентство заявило о своем намерении предоставить стартовую зону Диамант в распоряжение коммерческих ракет-носителей в 2020 году. Подписанное в эти дни соглашение, однако, подтверждает передачу рампы RFA, но мы не знаем, исключительно ли это.
Ракета-носитель RFA ONE работает на RP-1 и жидком кислороде, а каждая космическая рампа обычно имеет инфраструктуру для работы только с одним типом топлива. Поэтому, если в будущем эта рампа будет использоваться совместно, то почти наверняка она будет предназначена для ракеты-носителя с тем же типом топлива.
Соглашение о запуске с Куру было подписано между RFA и CNES, поскольку космодром управляется Французским космическим агентством по мандату ЕКА. Однако немецкий стартап подтвердил, что отсюда будут обслуживаться институциональные клиенты и страны-члены ЕКА, но мы до сих пор не уверены, исключительно (наиболее вероятная гипотеза) или просто в приоритетном порядке. Йорн Шпурманн, коммерческий директор RFA, прокомментировал это следующим образом:
"Получив пусковую площадку на стартовом комплексе "Диамант", это соглашение позволяет RFA предложить своим клиентам профили полетов GTO, MEO, GEO и даже лунные и межпланетные полеты. Запускаясь с европейского космодрома Куру, мы можем обслуживать ЕКА и его государства-члены как институциональных клиентов для любого профиля полета, который они пожелают".
Ракета-носитель RFA ONE
В настоящее время первый запуск этой новой европейской орбитальной ракеты-носителя запланирован на конец 2023 года. Недавно немецкая компания сообщила, что успешно провела 280-секундный полный прогон двигателя второй ступени Helix. Это решающее испытание для сертификации ракеты и, в частности, двигателя. Фактически, RFA со своим двигателем HELIX является единственной европейской компанией, которая проводит долгосрочные испытания такого двигателя с замкнутым циклом.
Самое большое отличие такого двигателя заключается в том, что частично сгоревшие выхлопные газы из турбонасоса, которые затем питают двигатель, не выбрасываются, а подаются обратно в камеру сгорания. Этот процесс повышает эффективность работы двигателя и, очевидно, снижает выброс CO2 и загрязняющих веществ. В то же время, он значительно увеличивает сложность конструкции двигателя. Одним из двигателей, использующих этот процесс, является BE-4 компании Blue Origin.
Кроме того, согласно последней информации, опубликованной RFA в 2021 году, цена запуска их первого носителя составит около 3 миллионов евро, что является чрезвычайно низкой цифрой. Это значение приводит к цене около 2 500 евро за кг, что сравнимо с ценой Falcon Heavy и является одним из самых низких показателей на рынке. Будет ли эта цифра соблюдена, когда ракета-носитель поступит в широкое обращение, еще предстоит выяснить.