Биология

Некоторые осы строят флуоресцентные гнезда, но зачем?

Из гнезд нескольких видов ос рода Polistes было выделено исключительно яркое флуоресцентное биовещество. Спектры флуоресценции мембран кокона действительно выявили узкие полосы излучения в зеленом диапазоне видимого спектра.

Способность к биофлуоресценции и биолюминесценции развита у многих организмов, включая грибы, рыб, фитопланктон, рептилий и амфибий. На это способны и некоторые млекопитающие, например, некоторые опоссумы, белки-летяги, вомбаты и утконосы.

Совсем недавно исследователи обнаружили, что некоторые осы строят флуоресцентные гнезда. Их работа опубликована в Journal of the Royal Society Interface.

Открытие произошло совершенно случайно на севере Вьетнама. Во время экспедиции по документированию флуоресцентных насекомых в тропических лесах с помощью ультрафиолетовых ламп Бернд Шеллхорн и его команда из Парижского университета наткнулись на осиные гнезда, которые ночью излучали зеленое свечение под ультрафиолетовым светом (длина волны от 360 до 400 нанометров). Это явление никогда не наблюдалось в прошлом, поэтому исследователи взяли образцы обратно в лабораторию, чтобы изучить их более детально.

Все проанализированные гнезда принадлежали Polistes, одним из самых широко распространенных ос во Франции. Более того, авторы исследования обнаружили, что несколько гнезд, найденных с тех пор в стране, а также в Амазонии, также светились под ультрафиолетовым светом, хотя все они немного отличались друг от друга по интенсивности и цвету, некоторые из них можно было определить с расстояния двадцати метров.

Осиное гнездо, показанное при белом свете (слева), и то же самое осиное гнездо, показанное при ультрафиолетовом свете (справа), окрашенное в ярко-зеленый цвет.

Ученые все еще пытаются понять причины, по которым определенные виды развили в себе эти флуоресцентные способности. По их мнению, эти гнезда могут, например, помогать осам возвращаться домой ночью или позволять им отличать одно гнездо от другого. Это также может помочь развитию личинок, обеспечивая альтернативный источник света в сезон дождей. Наконец, это может быть даже " рудиментарный" признак (который утратил свою первоначальную функцию в ходе эволюции), который все еще присутствует, поскольку не ставит ос в неблагоприятное положение. Чтобы попытаться понять это, исследователи планируют продолжить анализ и сравнение.