Астрономия

Небесный змей, запечатленный телескопом ESO

Изображение туманности Sh2-54, полученное в инфракрасном свете с помощью телескопа VISTA ESO в Паранальской обсерватории в Чили. Облака пыли и газа, которые обычно видны в видимом свете, кажутся почти прозрачными. В этой полосе света мы можем видеть звезды сквозь пыль и газ туманности.

Телескоп VISTA ESO сфотографировал туманность Sh2-54 в созвездии Змея, также известную как "небесная змея". Туманность состоит в основном из водорода, ионизированного очень яркими звездами, и богата звездообразованием. На инфракрасном изображении видны многие покрытые пылью звезды, обычно скрытые от глаз оптическими приборами.

Телескоп VISTA (Visible and Infrared Survey Telescope for Astronomy), расположенный в Паранальской обсерватории ESO в Чили, сфотографировал туманность Sh2-54. Это большая эмиссионная туманность, расположенная в созвездии Змея. Инициалы "Sh" относятся к американскому астроному Стюарду Шарплессу, который в 1950-х годах составил каталог более 300 туманностей. Из-за элегантной морфологии астрономы прозвали ее "небесной змеей".

Sh2-54 находится на расстоянии 6000 световых лет от Земли и имеет протяженность около 35 световых лет. Она состоит в основном из водорода, который ионизируется яркими звездами в близлежащем открытом скоплении. Внутри туманности наблюдаются активные звездообразующие явления, начавшиеся около 4-5 миллионов лет назад, такие, как протозвезды большой массы и инфракрасные источники.

Преимущества инфракрасной фотографии

В то время как видимый свет легко поглощается пылевыми облаками в туманностях, инфракрасное излучение может почти беспрепятственно проходить через толстые слои пыли. Это делает видимыми звезды и детали, которые невозможно было бы изучить с помощью фотографий в видимом спектре. Это особенно полезно, когда ученым необходимо изучить, что происходит в областях звездообразования внутри туманности. В этих районах очень много пыли, что затрудняет их анализ.

Изображение было получено в инфракрасном свете с помощью чувствительной 67-миллионной камеры телескопа VISTA. Оно было получено в рамках обследования VVVX (VISTA Variables in the Via láctea eXtended survey). Это многолетний проект, в рамках которого неоднократно проводились наблюдения большой части Млечного Пути в инфракрасном диапазоне длин волн, предоставляя ключевые данные для понимания звездной эволюции.