АнтропологияАрхеологияНовости

Неандертальцы овладели искусством ткачества задолго до современного человека

Недавно исследователи обнаружили небольшой фрагмент шнура, сделанный неандертальцем более 41 000 лет назад. На сегодняшний день это самое старое доказательство текстильной технологии, когда-либо обнаруженное.

Когда-то нас считали кровожадным зверем, теперь мы знаем, что неандерталец все-таки не так уж отличался от современного человека. Он сделал клей, овладел огнем и нырнул в море, чтобы собрать ракушки. Мы также знаем, что наши бывшие двоюродные братья позаботились о своих беременных женах, их раненых и даже погибших. Короче говоря, неандерталец был умнее и чувствительнее, чем мы думали.

Фрагмент шнура

Недавно на юге Франции исследователи обнаружили еще одно доказательство, свидетельствующее о когнитивных способностях неандертальца: фрагмент шнура. Обнаруженный на кремневом осколке, которому более 41 000 лет, найденном под укрытием Мараса (Ардеша), кусок текстиля составляет около 6,2 мм в длину и 0,5 мм в ширину. Анализы показали, что он состоял из трех пучков скрученных волокон.

По мнению авторов исследования, этот шпагат использовался бы для удержания охотничьего орудия с ручкой, чтобы лучше с ним обращаться. Также возможно, говорят, что веревка была взята из какого-то небольшого мешочка, который использовался для переноски режущего инструмента. Подробности исследования опубликованы в журнале Scientific Reports.

Фрагмент неандертальского шнура. Предоставлено: C2RMF

Интеллектуальная сила неандертальцев

Это открытие подчеркивает тот факт, что наш двоюродный брат хорошо разбирался в расчетах, связанных с намоткой волокон. "Поэтому он умел считать и разбивать цепочку операций", - объясняет директор по исследованиям CNRS Мари-Элен Монсель.

Археолог Брюс Харди, исследователь Кеньонского колледжа (штат Огайо, США) и соавтор исследования, добавляет, что это новое открытие является еще одним доказательством того, что мощность мозга неандертальца была сопоставима с анатомической силой современного человека.

"Волоконная технология - это пример бесконечного использования конечных средств", - сказал он Gizmodo. Вы начинаете с того, что скручиваете набор волокон в пряди, которые в конечном итоге образуют веревку. Мы не можем сделать веревку без предыдущих шагов. Когнитивные навыки, используемые здесь, в конечном счете, очень похожи на те, которые необходимы для создания языка, - говорит он. Вы не можете иметь предложения без слов; так же как вы не можете иметь слова без звуков, которые имеют смысл."

Спектроскопический анализ также показал, что использованное волокно было изготовлено из целлюлозы, которая, вероятно, происходила из внутренней коры цветущего хвойного дерева.

"Чтобы получить это волокно, вы должны удалить внешнюю кору с дерева, чтобы очистить внутреннюю кору, - продолжает исследователь. Лучше всего делать весной или в начале лета. Часто эти волокна затем замачивают в воде в течение некоторого времени, а затем разбивают на отдельные волокна. В этот момент их можно скрутить в шпагат или веревку".

Эта информация еще раз свидетельствует о когнитивных способностях неандертальцев. Последние действительно должны были иметь полное представление об этих деревьях и способах их роста, а также чувство сезонности, чтобы выполнять свои плетения.