КосмонавтикаПланетология

«Не так давно» на Марсе текла вода

Ученые давно считают, что Марс был влажным от трех до четырех миллиардов лет назад, во время Гесперийского периода. Однако новые данные, собранные там китайской миссией, говорят о другом. Подробности исследования опубликованы в журнале Science Advances.

Несколько миллиардов лет назад Марс не был сухой, холодной планетой, которую мы знаем сегодня. Жидкая вода когда-то формировала ландшафт то тут, то там, укрытый прекрасной атмосферой. До сих пор мы считали, что планета высохла около трех миллиардов лет назад. Однако появляется все больше доказательств того, что эта жидкая вода могла сохраняться гораздо дольше.

Несколько месяцев назад анализ крупных солевых отложений на Марсе позволил предположить, что 2,3 миллиарда лет назад на Марсе все еще существовали бассейны с жидкой водой, что почти на миллиард лет дольше, чем считалось ранее. Новые данные, собранные китайской миссией "Тяньвэнь-1", вновь отодвигают этот срок.

Жидкая вода 700 миллионов лет назад

Новые результаты основаны на данных марсохода Чжуронг, который находится на Марсе уже около года, собранных его приборами в течение первых 92 дней пребывания на Марсе. По словам команды, его приборы проанализировали минералы, которые подтверждают наличие значительного количества жидкой воды около 700 миллионов лет назад.

Другими словами, исследователи обнаружили доказательства того, что жидкая вода была заперта в породе в относительно недавнем прошлом, по крайней мере, по сравнению с тем, что ранее рассматривалось в других научных исследованиях. До сих пор мы считали, что период Амазонии (нынешний марсианский геологический период) всегда был холодным и сухим.

Марсоход находится на стороне Равнина Утопия, обширного пространства, образовавшегося в результате удара объекта несколько миллиардов лет назад. Китайские исследователи выбрали это место, потому что поверхность бассейна в основном покрыта вулканическим материалом, который мог быть изменен недавними процессами, такими как многократное замораживание и таяние льда. Таким образом, новое исследование, похоже, подтверждает их выбор. Следующим шагом будет выяснение степени распространения этих "молодых" минералов водоносного горизонта. Распространены они или нет?

Это новое открытие также поднимает новые вопросы о марсианской жизни. Мы уже знали, что жизнь, если бы она когда-либо появилась, успела бы развиться в микробной форме между тремя и четырьмя миллиардами лет назад. Если окажется, что присутствие жидкой воды сохранялось дольше, чем считалось ранее, то она могла успеть стать более сложной.