БиологияНовости

Наука наконец поняла, как мидии могут держаться за свою скалу

Вы когда-нибудь задумывались, как мидии могут держаться на камнях? Исследователи, работавшие над этим вопросом почти десять лет, только что нашли ответ. Им удалось расшифровать тайну подводного клея мидий на клеточном уровне.

Сверхпрочный подводный клей

Голубые мидии вида Mytilus edulis раскачиваются на волнах на протяжении всей своей жизни. Но как им удается оставаться крепко привязанными к своим камням или друг к другу? Согласно научным данным, это возможно благодаря чрезвычайно эффективному подводному клею. Этот клей может иметь множество применений для людей во влажной среде.

Ученые из Университета Макгилла (Канада) раскрыли секреты этого знаменитого клея после десятилетних исследований. Результаты были опубликованы в журнале Science 8 октября 2021 года. В исследовании описывается клеточный механизм, который позволяет мидиям производить этот сверхпрочный подводный клей.

Удивительный процесс производства

"Точный механизм, с помощью которого мидии производят свой клей, до сих пор был окутан тайной, поскольку все происходит вне поля зрения внутри ножки мидии. Чтобы понять механизмы, мы применили передовые спектроскопические и микроскопические методы и разработали экспериментальный подход, сочетающий несколько методик [...] из биохимии, химии и материаловедения", — сказал Тобиас Примель, ведущий автор исследования в официальном заявлении.

Собирая данные на субклеточном уровне, ученые сделали удивительное открытие. У подножия мидий микроскопические трубки отводят определенные вещества. Эти вещества соединяются вместе и образуют знаменитый клей. В этих трубках мидия выделяет белковую жидкость, которая смешивается с ионами металлов. Они поступают из морской воды и первоначально хранятся в везикулах. Затем медленно высвобождаются ионы железа и ванадия, целью которых является превращение белковой жидкости в клей. Следует отметить, что этот процесс происходит всего за две-три минуты.

По мнению канадских исследователей, клей из мидий может быть использован людьми в особо влажной среде. Например, он может найти применение в хирургии, стоматологии и лечении зубов, строительстве и некоторых отраслях промышленности. Следующим шагом исследователей будет понимание того, как воспроизвести этот сверхпрочный клей полностью искусственным путем.