АстрономияКосмонавтика

НАСА заметила необычный астероид (с кометным хвостом)

Впечатление художника о троянских астероидах Юпитера (не в масштабе).
Предоставлено: НАСА / JPL-Caltech

Мы часто думаем об астероидах и кометах как об отдельных типах тела, но дело в том, что иногда их можно перепутать. Одним из примеров является новое открытие "активного" астероида за Юпитером.

Троянские астероиды - это астероиды, которые разделяют орбиту Юпитера вокруг Солнца. Они были собраны гигантом несколько миллиардов лет назад, в ловушке его огромного гравитационного притяжения. Эти объекты разделены на две подгруппы: "Троянский лагерь" с одной стороны и "Греческий лагерь" с другой. Первые опережают Юпитер (впереди на линии орбиты), вторые - позади (позади Юпитера на линии орбиты).

Все эти объекты, как известно, “неактивны”. Ну, не все. Некоторые из этих необычных объектов были замечены в прошлом, но это впервые для семейства троянских астероидов.

Сначала путают с кометой

Когда LD2 2019 (его имя) был обнаружен в июне 2019 года, его размытый внешний вид сначала предполагал, что это может быть комета. Последующие операции также подтвердили эти подозрения. Позже, в июле 2019 года, новые изображения, предоставленные ATLAS, вновь был обнаружен кометный объект со слабым хвостом, вероятно, состоящим из пыли или газа, который до сих пор присутствует.

Затем объект прошел позади Солнца и, как только он появился в ночном небе в апреле 2020 года, ATLAS снова подтвердил свою кометную природу. Эти наблюдения также показали, что LD2 2019, вероятно, был активен непрерывно в течение почти года.

Но в то время как ATLAS обнаружил более 40 комет, то, что сделало этот объект необычным, так это его орбита. Последующие исследования, проведенные другими телескопами, в конце концов показали, что это была не комета, а астероид. И поэтому "активный" астероид.

Происхождение до сих пор неизвестно

Но тогда, почему он выделяет так много материи, в то время как все остальные инертны?

"Мы десятилетиями верили, что у троянских астероидов должно быть большое количество льда под их поверхностью, но до сих пор у нас никогда не было никаких доказательств", - говорит Алан Фитциммонс из Королевского университета в Белфасте (Великобритания) в пресс-релизе. "ATLAS показал, что прогнозы их ледяной природы вполне могут быть правильными."

Что касается того, как эти более глубокие слои были обнажены, то объект мог подвергнуться оползню или врезаться в более мелкий астероид, полагают астрономы. Другая возможность заключается в том, что объект лишь недавно присоединился к сообществу троянцев, уйдя подальше от зоны, позволяющей ему сохранять свои летучие материалы.

На данный момент это всего лишь гипотезы. Исследователи намерены следить за LD2 2019, чтобы попытаться лучше его понять.

Напомним, что три года назад в рамках своей программы Discovery НАСА выбрало миссию Люси, целью которой будет как раз изучение “троянцев” Юпитера. Запуск зонда объявлен в октябре 2021 года. Обычно планируется пролететь над астероидом Главного пояса, прежде чем посетить пять троянцев между 2027 и 2033 годами. Это прольет новый свет на природу этих таинственных объектов.