Космонавтика

НАСА уже обнаружило фосфин на Венере в 1978 году?

Если инопланетная форма жизни действительно существует на Венере, НАСА, возможно, уже обнаружило ее давным-давно, не осознавая этого. В любом случае это то, что предлагает пересмотр данных, собранных зондом Pioneer 13 в 1978 году.

14 сентября группа астрономов удивила научное сообщество, объявив об открытии фосфина в верхней части атмосферы Венеры, на высоте, где температура и давление аналогичны зарегистрированным здесь на уровне море на Земле. Объявление вызвало настоящий переполох в том, что на нашей планете эти молекулы могут вырабатываться анаэробными бактериями.

Итак, Венера, долгое время считавшаяся слишком горячей и токсичной, чтобы поддерживать инопланетную форму жизни, снова оказалась в центре внимания, когда все взоры были обращены на Марс. Но действительно ли это невероятное открытие беспрецедентно?

Открытие, которое осталось незамеченным в 1978 году?

Покопавшись в архивах НАСА, Ракеш Могул и его команда из Политехнического государственного университета Калифорнии фактически выделили сигнатуру этого соединения в данных, собранных миссией Pioneer 13, которая сбросила зонд в облака Венеры в декабре 1978 года.

Во время спуска этот зонд, на борту которого находился нейтральный масс-спектрометр с большим зондом (LNMS), отобрал небольшое количество атмосферы и проанализировал ее состав. Описывая результаты LNMS в первый раз, исследователи, напротив, не сосредоточились на соединениях на основе фосфора, таких как фосфин, предпочитая сосредоточиться на других химических веществах. LNMS не был разработан для этого.

Однако, по словам новой команды, после повторного изучения данных, устройство действительно выявило признаки присутствия молекулы той же массы, что и фосфин, и в количествах, соответствующих уровням, описанным в статье, опубликованной в сентябре.

"Я считаю, что доказательства [следов химических веществ, которые могли быть сигнатурами жизни] в существующих данных, были как бы отклонены, потому что считалось, что они не могут существовать в атмосфере Венеры", объясняет Ракеш Могул. Вдобавок исследователи утверждают, что также обнаружили отдельные другие химические вещества, которые не должны появляться в облаках Венеры в естественных условиях, такие как хлор, кислород и перекись водорода.

Иллюстрация космического корабля "Пионер 13", проникающего сквозь облака Венеры. Предоставлено: НАСА.

"Что необходимо, так это более глубокое и устойчивое исследование Венеры, похожее на исследование Марса", - пишут они. Их желания скоро будут удовлетворены. Компания Rocket Lab планирует отправить зонд в атмосферу Венеры для поиска признаков внеземной жизни к 2023 году. И снова речь пойдет о запуске зонда в облаках Венеры, чтобы получить образцы атмосферы.

В начале этого года НАСА также объявило о проведении финальных миссий в рамках своей программы Discovery. И одна из них, миссия "Давинчи +", очень похожа на ту, что запланирована Rocket Lab. Если будет выбран этот вариант, то эта миссия может быть запущена в 2026 году.