Космонавтика

NASA против SpaceX - насколько они отличаются?

С момента создания космических путешествий только три страны смогли запустить людей в космос. Первым человеком, отправившимся в космос, был российский космонавт Юрий Гагарин в 1961 году, который 12 апреля 1961 года вышел на орбиту Земли на "Востоке-1". Всего несколько недель спустя Соединенные Штаты запустили свой первый пилотируемый космический корабль "Свобода-7" с астронавтом Аланом Шепардом на борту.

Только в 2003 году Китай запустит свою первую пилотируемую миссию Шэньчжоу 5, в которой китайский астронавт Ян Ливэй совершит успешный 21-часовой, полет в космос и обратно. С тех пор многие космические агентства достигли больших успехов, но никому так и не удалось приблизиться к НАСА с точки зрения успеха.

В разгар этой космической гонки Илон Маск породил частную космическую компанию SpaceX, которая сегодня доминирует в бизнес-аспекте освоения космоса. Частное космическое агентство стало настолько успешным, что люди фактически сравнивают его с НАСА.

Действительно ли SpaceX бросает вызов НАСА, или они просто работают бок о бок во имя лучшего будущего человеческой расы? Эта статья поможет вам понять основные различия между NASA и SpaceX, а также то, как выглядит будущее как для них обоих, так и для космических исследований в целом.

НАСА против SpaceX: краткое введение

НАСА (сокращение от National Aeronautics and Space Administration - Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства) было создано в 1958 году в соответствии с Национальным космическим актом, подписанным президентом США Дуайтом Д. Эйзенхауэром. Согласно этому акту, космическое исследование НАСА навсегда останется "посвященным мирным целям на благо всего человечества".

Только 20 июля 1969 года НАСА стало пионером космических путешествий, запустив в космос "Аполлон-11" и совершив первую успешную посадку на Луну.

SpaceX, детище технологического предпринимателя Илона Маска, было основано еще в мае 2002 года. Его философия, лежащая в основе SpaceX, заключается в том, чтобы "сделать жизнь многопланетной", в конечном итоге колонизировав Марс. На протяжении многих лет в своих различных интервью Маск заявлял, что вымирание человека на планете Земля неизбежно.

Что в будущем?

В настоящее время НАСА работает над несколькими громкими космическими проектами. Некоторые важные миссии включают NISAR (NASA-ISRO Synthetic Aperture Radar), совместное предприятие между НАСА и ISRO, по разработке двухчастотного радиолокационного спутника с синтетической апертурой для дистанционного зондирования Земли. Широкопольный инфракрасный обзорный телескоп (WFIRST) и Евклид, оба будут исследовать темную энергию.

Еще в 2006 году НАСА объявило об амбициозной миссии по созданию постоянной базы на поверхности Луны, но было прекращено бывшим президентом Бараком Обамой и сосредоточило общее внимание на пилотируемых миссиях к астероидам и Марсу, а также на расширении поддержки МКС.

По оценке НАСА, только к 2030 году оно сможет доставить людей на Марс.

С другой стороны, частное космическое агентство SpaceX поставило перед собой высокие цели на следующее десятилетие. Компания пообещала разработать систему многоразового запуска, которую можно будет использовать в кратчайшие сроки.

Маск также заявил, что одна из его основных целей — снизить стоимость доступа к космосу, в конечном итоге, в десять раз. В мае 2020 года космический корабль SpaceX Crew Dragon запустил двух астронавтов НАСА, Дугласа Херли и Роберта Бенкена, на Международную космическую станцию, положив начало новой эре в космических полетах человека.

SpaceX имеет большие планы по полету экипажа Dragon в космос с людьми в конце этого десятилетия. Доказательство того, что они могут безопасно запускать людей в космос, является важной вехой в этом путешествии.

Компания также объявила, что в течение 50-100 лет ее межпланетная транспортная система доставит на Марс 1 миллион человек. С сегодняшней технологией отправка одного человека на Марс обойдется примерно в 10 миллиардов долларов.

Денежные вопросы

В среднем с 1958 по 2012 год годовой бюджет НАСА составлял примерно 1% от федерального бюджета. Только в течение короткого периода его бюджетные ассигнования наблюдали всплеск из-за миссии "Аполлон" в 1966 году, достигнув пика в 4,41%. На 2020 финансовый год НАСА получило от федерального правительства 22,629 миллиарда долларов, что составляет 0,48% всех государственных расходов США.

До мая 2012 года SpaceX работала с общим объемом финансирования в размере 1 миллиарда долларов в течение первых десяти лет своей деятельности. Это включает в себя многие частные акции и собственные инвестиции Маска в размере около 100 миллионов долларов. Остальное поступило от платежей по долгосрочным контрактам на запуск и контрактам на разработку. Компания также пользовалась многими федеральными и государственными субсидиями, включая огромные кредиты.

В 2015 году SpaceX привлекла более $ 1 млрд финансирования от Google и Fidelity, установив оценку компании примерно в $12 млрд. По поводу SpaceX ходили слухи, что она станет публичной после IPO в 2012 году, но вскоре Илон Маск отклонил их.

По состоянию на 2019 год стоимость SpaceX выросла до 33 миллиардов долларов. Детальный бюджет компании недоступен, так как она не является публичной компанией.

Согласно Morgan Stanley, большая часть стоимости SpaceX исходит от спутников Starlink. По состоянию на 2020 год он стоит около 42 миллиардов долларов. Его туристический бизнес стоит около 9 миллиардов долларов, а стартовый бизнес оценивается в 1 миллиард долларов. Пока что исследование глубокого космоса ничего не стоит. Однако если интернет-план Маска Starlink сработает, SpaceX может быть компанией с оборотом 175 миллиардов долларов.

Достижения

Что ж, существует почти бесконечный список достижений НАСА за эти годы, но мы постараемся сделать его кратким. Помимо легендарных миссий Аполлона, одна из которых сделала возможным присутствие человека на поверхности Луны, миссии Project Gemini (вторая пилотируемая миссия), Voyager и Pioneer являются одними из их давних достижений.

С момента своего создания НАСА запустило более 100 миссий с экипажем и более 1000 беспилотных миссий в космос. Последний запуск пилотируемого космического корабля был осуществлен в 2011 году. Но, возможно, самым большим недавним успехом НАСА был успешный запуск его марсохода в 2011 году и его продолжающаяся работа на этой планете.

Кроме того, мы не должны забывать о вкладе НАСА в исследования глобального изменения климата, который вызвал некоторые недавние разногласия с нынешним правительством США.

Несмотря на то, что SpaceX является новичком в этой области, она уже заслужила уважение среди других космических агентств по всему миру. Самым грандиозным ее творением на сегодняшний день является ракета с полезной нагрузкой Falcon Heavy, которая предназначена для перевозки людей. У нее также есть космический корабль под названием Dragon, который предназначен для перевозки полезных грузов, но компания намерена изменить его для космических путешествий человека.

В 2010 году SpaceX стала первой частной компанией, успешно завершившей космический полет. Пять лет спустя, в 2015 году, компания совершила беспрецедентный подвиг, выполнив управляемую посадку первой ступени орбитальной ракеты на сушу. Также они повторили этот успех на океанской платформе.

Окончательный вердикт

История космических полетов НАСА - это увлекательная история, и это является причиной многих наших представлений о космосе. Нет сомнений, что без этой ветеранской организации мы имели бы примитивное знание о нашем окружении.

Десятилетиями НАСА является краеугольным камнем космических исследований в Америке. Но теперь, когда на большом экране появился SpaceX Илона Маска, будет интересно посмотреть, как они будут развиваться в ближайшем будущем. Сделает ли НАСА какие-нибудь значительные изменения в своих будущих проектах?

Многие считают, что НАСА должно продолжать исследовать глубокий космос, в то время как пилотируемые высадки и космический туризм должны осуществляться SpaceX.