Космонавтика

НАСА приостанавливает выходы в открытый космос из-за утечки воды в скафандрах

Несмотря на то, что скафандры разрабатывались лучшими инженерами для обеспечения сверхбезопасности, они, к сожалению, не застрахованы от несчастных случаев. Скафандры NASA Extravehicular Mobility Unit (EMU) недавно были признаны непригодными к эксплуатации после опасного попадания воды во время выхода в открытый космос. Подобных происшествий не случалось с 2013 года, когда пленка воды осела на дно шлема астронавта Маттиаса Маурера во время его последнего выхода в открытый космос 23 марта. Эксперты НАСА пока не определили источник просачивания, но астронавт мог рисковать утонуть - как это случилось с Лукой Пармитано в 2013 году.

Существует несколько типов скафандров, один из которых, EMU, предназначен исключительно для использования в открытом космосе. Чтобы выдержать экстремальные условия вакуума космоса и при этом позволить космонавту хорошо дышать внутри, они должны быть идеально герметичны и оснащены специальными фильтрами, пропускающими только необходимые молекулы, такие как кислород.

Для обеспечения физической целостности астронавта во время внекорабельной деятельности (ВКД) скафандр должен в первую очередь обеспечивать стабильное внутреннее давление для нормального дыхания. Воздух внутри костюма обновляется чистым кислородом для поддержания приемлемого давления (эквивалентного давлению на вершине Эвереста). Также должен быть запас воды и кислорода, газовый скруббер (для утилизации CO2, выделяемого при выдохе) и устройство для подачи и отвода газов и жидкостей (пот, моча, вода при выдохе и т.д.).

Скафандр также должен иметь хорошую изоляцию и систему терморегуляции для защиты пользователя от экстремальных температур за пределами МКС (более 120 °C на солнечной стороне и -150 °C в затененной зоне). Кроме того, он не должен пропускать электромагнитное излучение (которое напрямую воздействует на астронавтов без атмосферы, отфильтровывающей это излучение) и микрометеориты.

Кроме того, чтобы полностью обеспечить безопасность астронавтов в космосе, скафандры проходят многочисленные испытания перед использованием. Однако, помогая немецкому астронавту Маттиасу Мауреру выйти из скафандра после внекорабельной деятельности, астронавт Кайла Баррон обнаружила, что вода покрыла до 50% визора его шлема. Амортизирующая прокладка на задней части шлема также была мокрой. В шлеме был "круг диаметром около 20-25 сантиметров из тонкой пленки воды". "В вентиляционном отверстии сзади также была вода", — сказал Баррон в интервью CBS News.

Попадание воды является серьезной проблемой, поскольку астронавт рискует утонуть, если частицы воды закроют его нос и рот. И хотя экипаж еще не смог определить точное количество воды, попавшей в космический корабль, "нам пришлось ускорить процесс извлечения его из скафандра", — говорит Баррон.

Реальный риск утонуть

Источник попадания воды в марте прошлого года еще не обнаружен, но инцидент 2013 года с Лукой Пармитано подтверждает риски, с которыми могли столкнуться астронавты. После возвращения из выхода в открытый космос Пармитано набрал почти литр воды внутри шлема. Жидкость, очевидно, осталась незамеченной до того, как астронавт снова вошел в шлюз МКС. Изначально команда пришла к выводу, что это произошло из пакета с напитками, который был случайно проколот во время его входа в космический корабль.

Однако через неделю Пармитано сообщил, что вода попала ему в шлем, за голову и перед лицом. Не сумев определить источник утечки, он продолжал свою внекорабельную деятельность, пока вода не достигла его лица, носа и глаз, лишив его возможности нормально видеть и дышать. После приостановки выхода в открытый космос экипаж удалил из шлема астронавта около полутора литров воды, которая могла бы утопить его, если бы он продолжил свою миссию.

Учитывая серьезность ситуации, на МКС была создана программа расследования под названием Совет по расследованию несчастных случаев. Эксперты этой программы пришли к выводу, что попадание воды в костюм Пармитано было вызвано закупоркой отверстий в барабане влагоотделителя, что привело к отводу воды в вентиляционный контур.

Временное решение

НАСА объявило о запрете на использование скафандров EMU до выявления и анализа возможных причин попадания воды. Однако чиновники считают, что их все еще можно использовать для экстренных операций, требующих выхода. Поэтому на данный момент исключены только плановые выходы. "Поэтому мы не будем проводить никаких запланированных внекорабельных операций до тех пор, пока у нас не будет возможности действительно рассмотреть и исключить основные виды отказов в системе", - говорит Дана Вайгель, заместитель руководителя программы МКС в Космическом центре имени Джонсона в Хьюстоне.

В качестве промежуточного решения и для чрезвычайных ситуаций НАСА установило на задней части шлемов впитывающую губку (HAP) для поглощения любого незначительного попадания воды, о состоянии которой будет сообщаться в любое время (после каждого вылета). Также была добавлена отдельная дыхательная трубка для подачи воздуха. Кроме того, установлена дополнительная впитывающая прокладка, выполняющая роль барьера, чтобы вода не попадала на переднюю часть шлема.

Пока не будет найдено окончательное решение, команды НАСА планируют вернуть неисправный EMU на Землю для анализа. Хотя на этот год было запланировано еще четыре выхода в открытый космос, в настоящее время они приостановлены до дальнейшего уведомления.